Архитектура раннего средневековья в западной европе

Содержание:

Средневековый дом: эволюция постройки

Как выглядел дом среднестатистического европейца эпохи Средневековья? В этом вопросе нам может помочь иконография, но и она не до конца раскрывает всех тонкостей жилой застройки того времени. До XV века не сохранилось планов домов, тексты страдают неточностями, а иллюстрации довольно однотипные и упрощённые. Если иконография и может дать какое-то общее представление о жилищных условиях средневековой Европы, то углубиться в вопрос нам позволяют достижения археологии

Важно заметить, что раскопки в сельской местности дали намного больше данных, чем исследования в черте городов. На сегодняшний день специалистами изучено более сотни археологических памятников по всей Европе: от берегов Северного моря до Сицилии, с начала I тысячелетия нашей эры до эпохи Ренессанса

Находки в Кане, Париже, Туре или Арле дали намного больше учёным, чем годы изучений средневековых хроник и хартий.

Средневековый Париж. (Pinterest)

Жилая застройка формировалась за счёт географических особенностей региона и влияния культуры предшествующих эпох. Северная традиция (она же — германо-кельтская) представляла сельское жилище в виде «крытого рынка».

В немецком языке подобные постройки обозначают термином halle — дом, в форме длинного прямоугольника, 60 на 20 метров, который опирался на равномерно распределённые столбы. В такое помещение могло спокойно зайти около 50 голов скота или можно было разместить до полусотни людей. Ремеслом занимались в отдельных землянках, продукты питания хранили в ямах, но всё это делалось вблизи основного жилища. Приготовление пищи на огне происходило вдали от дома. Материалы для строительства такого жилища были самыми стандартными: глина, дерево, различные смеси древесины с грязью или глиняной массой.

Южная традиция отличалась более прогрессивными технологиями и надёжными материалами. Оно и понятно: ведь наследие античных архитекторов не кануло в лету. Строгая каменная постройка (камень брали совершенно любой, какой только попадался под руку), отдалённо напоминающая римские виллы с пристройками для рабов и колонов.

В черте города на севере застройка была простой и невзрачной, на юге же — более пёстрой и похожей на античные образцы жилых построек. Подобные характеристики относились к раннесредневековым домам. Постепенно германские традиции скотоводческих хозяйств и родового уклада стали отходить на задний план.

Сельский дом. (Pinterest)

С VII по XI век происходят заметные изменения в эволюции жилых построек

Родовые корпорации стали дробиться, развивалось городское ремесло и на селе стали больше уделять внимание агрикультурам. Люди видели перспективы развития жилых построек в направлении частных домов, размерами 20 на 6−10 метров

Подобные «квартиры» были рассчитаны на один очаг: супружеская пара или же небольшое семейство.

На селе эта перемена сразу бросалась в глаза, а вот в городе этот процесс скорее говорил о социальном расслоении горожан. Жильё бюргера или сеньора выгодно выделялись на фоне основной застройки своей индивидуальностью, а дома ремесленников объединяли собой несколько цехов или корпораций.

В XIII веке эти «диалектические» противоречия в городской среде и на селе достигли своего апогея. Рядом с роскошными особняками местных патрициев «красовались» многолюдные хибары бедняков.

Основные элементы стиля: каркасы, арки и своды

Самый простой тип готического сооружения – звёздчатый свод. Его стали использовать в тот период, когда возникла необходимость создания большого квадратного перекрытия и укрепления конструкции. Дополнительно крестцовый свод был снабжён рёбрами и нервюрами.

ФОТО: pp.userapi.comПри строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводов

Композиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.

В больших соборах для создания надёжной конструкции стали использовать аркбутаны – один или два яруса. Особенно часто двухъярусную систему использовали в строительстве пятинефных соборов.

ФОТО: farm6.staticflickr.comКонтрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системыФОТО: про-путешествия.comСобор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную систему

Винтовые лестницы в средневековом замке – часть оборонительной системы

Даже винтовая лестница в замке проектировалась особы образом. /Фото: youtube.com

Пожалуй, многие из нас замечали, что в большинстве средневековых крепостей были винтовые лестницы. Причем, внимательный человек обязательно заметит, что в любом замке их ступени закручиваются исключительно по часовой стрелке. Однако исследователи-медиевисты – историки, изучающие эпоху Средневековья – однозначно утверждают, что такая тенденция имеет четкую функцию, причем оборонительную.

Спиральная лестница средневекового замка — большая проблема для его захватчика. /Фото: fishki.net

Все дело в том, что такая архитектурная особенность средневековых фортификационных сооружений применялась в буквальном смысле слова для задерживания противников, которые потенциально уже проникли на территорию замка.

На лестнице, закрученной по часовой стрелке, мечник, владеющий правой рукой, будет испытывать немало затруднений в передвижении. Кстати, с той же целью нередко винтовые лестницы обзаводились ступенями разного размера.

Строительство храмов

С помощью простой техники в средние века создавались разнообразные архитектурные сооружения. Высшие достижения строительного мастерства и архитектурного искусства воплощены прежде всего в храмах. В Византии их строили, используя в качестве материала в основном раствор и кирпич. Из них возводили стены, пилоны, делали своды. Часто применялся и камень.

Шедевром строительной техники Византии являлся храм св. Софии в Константинополе, построенный в 532—537 гг. при императоре Юстиниане. По размерам и роскоши это сооружение превзошло все другие современные ему храмы. Центральное пространство храма было перекрыто куполом диаметром 33 м. Внутренние помещения были отделаны мрамором и мозаикой.

Термин «замок» применяется к меньшему количеству сооружений, чем это обычно делают

Не все то замок, что красивое масштабное сооружение. /Фото: pinterest.de

Сегодня довольно легко проследить распространенную тенденцию: словом «замок» сегодня предпочитают применять к, по сути, любому внушительному жилому сооружению эпохи Средневековья, где хотя бы предположительно жил феодал. То есть сейчас замком называют не только полноценные крепости, но и дворцы, и даже любые большие по площади поместья.

Замок 19 века — яркий пример неоготики, или стилизации Средневековья. /Фото: klook.com

В реальности термином «замок» должно обозначаться исключительно сооружение, которое подходит по характеристику «фортификационное укрепление».

А внутри обычно располагается целый ряд построек различного назначения, которые, по сути, составляют инфраструктуру населенного пункта, спрятанного за стенами. Однако главной функцией замка всегда оставалась оборонительная. Поэтому, к примеру, не корректно будет назвать замком легендарный романтический дворец Людвига II — Нойшванштайн.

Скульптура

В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.

Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.

Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.

Атомиум (Брюссель)

Атомиум — яркая визитная карточка современного Брюсселя. Его спроектировали и построили в 1958 году к открытию Всемирной выставки. Своим видом это необычное строение призывает к мирному использованию атомной энергии в научных целях. Металлическая конструкция высотой 102 метра отлично вписывается в средневековый колорит бельгийской столицы.

Сооружение состоит из 9 шаров-атомов, покрытых стальной оболочкой и представляет собой фрагмент кристаллической решетки железа громадных размеров. Еще сферы символизируют 9 бельгийских провинций — Люксембург, Антверпен, Западную и Восточную Фландрию, Брабант, Льеж, Намюр, Лимбург и Эно. Все сферы соединяются трубами, внутри которых проходят эскалаторы, поскольку 6 сфер открыты для посещения. Сейчас внутри атомиума находится музей, ресторан и смотровая площадка.

Готика Англии и Франции

Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.

ФОТО: worldlist.travelСобор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью

В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.

ФОТО: hakkindabilgial.comКентерберийский собор построен в XII-XIV векахФОТО: pp.userapi.comВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест

Средневековые архитектурные стили как основа современных направлений

03.06.2013

Архитектура средневековья объединяет 4 основных архитектурных стиля того времени: Оттоновское искусство, Каролингское возрождение, романский и готический стили. Каждое из этих направлений имеет свою концепцию, свои отличительные характерные черты, которые соответствуют определенным периодам развития и становления того времени.

Оттоновское искусство тесно переплетается со временами правления знаменитой династии Оттона Великого. Именно этот стиль является прямым продолжением Карлингского направления. Этот период характеризуется строительством базилик с крупными башнями, массивными стенами и узкими бойницами, что создает видимость огромной и неприступной крепости. Как элементы украшения используют множество разнообразных фресок, стены покрывают мозаикой, изображая картины битв и сражений, популярной становится строительство западной апсиды (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом).

Период царствования Карла Великого и династии Каролингов окрестили Каролингским возрождением. Город Аахен становится основным культурным центром империи, тут возрождается церковное и административное строительство, а также законодательная деятельность. В архитектуре этого времени частично просматривают элементы античной культуры и традиций. Символом этой эпохи, сохранившимся и до нашего времени, стала капелла императорской резиденции в Аахене.

Романский стиль смело можно назвать первым архитектурным стилем, который стал общим для всей Европы. Он быстро стал известен во многих государствах и приобрел широкое распространение. Этого стиля придерживались при строительстве больших и массивных замков и крепостей, великих соборов и монастырей. Именно римская культура стоит у истоков формирования этого направления, которая учитывает уже более современные на то время потребности населения.

Готический стиль впервые зародился во Франции еще в XII веке. Развитие этого направления очень сильно отразилось на формирование как всемирной архитектуры в общем, так и на отдельные ее аспекты. Высокие залы и узкие башни, стрельчатые арки и крестовые своды, обилие декоративной отделки на стенах и окнах – вот особенности готического стиля.
Все эти направления средневековой архитектуры неизменно стали основой для формирования современных стилей, они несут поистине историческое и культурное значение в нынешней культуре.

Музей музыкальных инструментов

Здание, построенное в Брюсселе архитектором Полем Сантено в 1899 году, имеет характерную стилистику ар-нуво. Здесь используется сочетание стекла и металла, отсутствие прямых линий, кованые металлоконструкции и витиеватые элементы декора. Музей, как изысканный шоколадный десерт, выделяется на фоне светлых зданий по соседству.

Интерьер этого архитектурного шедевра тоже подчиняется стилю модерн. Естественные природные формы и растительные орнаменты, плавные линии, перетекающие друг в друга, изящный декор делают внутреннюю обстановку Музея музыкальных инструментов её полноценным экспонатом.

Отель Нисияма-Онсэн-Кэйункан, Япония (VIII век)

Отель с горячими источниками находится в японском городе Хаякава, а историю свою он ведёт с 705 года. За всё время им владеет одна семья, и вот уже 52 поколения управляют старейшей гостиницей мира.

Основал его Фудзивара Махито, который был сыном помощника императора Японии Тэндзи. Источники стали популярными и сюда стали приезжать со всей Японии. Среди почётных гостей были японские императоры и высокопоставленные чиновники.

Здание неоднократно реконструировали. Последний раз это было в 1997 году. Сейчас в отеле 37 номеров, есть уютный ресторанчик и смотровая площадка, с которой можно наблюдать за звёздным небом.

15

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.


Интерьер готического собора

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.


Комната в готическом стиле

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами

Что представляли собой базилики?

Это были трех- или пятинефные сооружения прямоугольной формы. Изначально центральный неф имел деревянный потолок, однако со временем его научились перекрывать каменными сводами. Тем не менее их давление могли выдержать только чрезвычайно мощные стены и столбы, разделявшие нефы. Дополнительную надежность стенам придавали узкие, похожие на бойницы окна. Поэтому внешне романские храмы часто напоминали крепости, а внутри них царил полумрак.

Мощные башни, которые возвышались как на пересечении трансепта и главного нефа, так и у восточной стены и по углам западного фасада, только усиливали сходство базилики с крепостью. Кроме того, внешнему облику храма это придавало строгость, величавость и даже суровость. Во время войн романские базилики служили надежным убежищем, наряду с крепостями.

Обилие полукруглых арок – еще одна примечательная черта романского стиля. В средневековых храмах они использовались не только в дверях и окнах, но и в оформлении фасадов и интерьеров.

Западная часть романской базилики декорировалась чрезвычайно пышно. Это служило двум целям: привлечению верующих и устрашению тех, кто ведет неправедную жизнь. Поэтому и сюжеты для церковных тимпанов (углубленная ниша над входом, обрамленная аркой) выбирались соответствующие.

Церковь аббатства Клюни – замечательный пример романской храмовой архитектуры. Более того, приемы, использованные для ее строительства, оказали немалое влияние на средневековых мастеров.

Пилеус

Что-то похожее носили и римляне. /Фото: atelieruldeistorie.ro.

«Шапка вольноотпущенника», как ее было принято называть в Древнем Риме. Несмотря на свое название, носили пилеус буквально все слои населения. По сути, это обычная пастушья шапка, сделанная из войлока. Судя по всему, римляне приволокли пилеус из Греции или с Балкан, когда завоевали Фракцию во II веке до нашей эры.

Помимо этого, римляне использовали для покрытия головы несколько разновидностей съемных капюшонов, не скрепляемых с остальной одеждой. Маленький куколь и большой капюшон, закрывающий все плечи пукуль (не путать с кавказкой шапкой пакуль).

Резец и камень

Лучше образцы романского архитектурного стиля представляли собой единство зодчества, ваяния и живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал – богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены.

Внутри храма верующий шел к алтарю мимо сводов, колонн, капителей, стен, также украшенных каменной резьбой и фресками. В основу изображений были положены сюжеты из Священного Писания, однако главной всегда оставалась фигура Бога Вседержителя, беспощадного к нераскаявшимся грешникам и торжествующего над врагами. Именно так представляли Создателя люди Средневековья. Неслучайно храмы, построенные в романском стиле, называли «Библией в камне».

В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов. Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах – декоративных композициях, преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах – удлиненных.

Школа Пифагора, Англия (XIII век)

Здание школы в честь древнегреческого философа было выстроено в 1200 году, ещё до основания университета в Кембридже. На сегодня это самое старое здание в огромном архитектурном комплексе прославленного учебного заведения.

Сначала это был частный дом, а когда в 1511 году был основан колледж Святого Иоанна, здание передали под классы. Здание сохранило свой прежний вид, и только в XVI столетии с западной стороны к нему пристроили небольшую усадьбу.

Старейшее здание Англии несколько раз меняло функциональное назначение, а сейчас в нём обосновался драматический кружок Кембриджского университета.

18

Выборгский замок

Сооружение основано в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Разорив поселение карел на побережье Финского залива в районе нынешнего Выборга, шведы заложили замок и назвали его Выборгом (в переводе со старошведского — «Святая крепость»). Он был окружен каменной стеной, в центре была четырехугольная каменная башня-донжон Святого Олафа, названная так в честь короля Олафа II Харальдссона, который утвердил христианство в Норвегии.


Выборгский замок. (vyborgmuseum.org)

Замок стал резиденцией наместника шведского короля. Долгие годы он был основной пограничной крепостью Швеции на востоке.

Временем расцвета считается середина XV века, когда наместником был Карл Кнутссон Бунде, впоследствии король Швеции Карл VIII. При нем был перестроен главный корпус, где располагались покои наместника и апартаменты, в которых во время визитов в Выборг останавливались короли и высокопоставленные чиновники. Перед главным корпусом и башней Святого Олафа построили южную оборонительную стену с четырьмя башнями: Новой, Караульной, Пожарной и Тюремной. На северо-восточной стороне возвели башню Сапожника, на юго-востоке — Райскую. Главные ворота устроили в проездной арке Пожарной башни.


Башня Святого Олафа. (Pinterest)

В 1555 году Выборгский замок посетил король Густав I Ваза, лично инспектировавший замки Швеции. Недовольный состоянием укреплений и башен король приказал начать масштабную реконструкцию крепости, мало приспособленной к ведению артиллерийской обороны. Были построены новые опорные стены, изменены башни замка и его главный корпус. Башню Святого Олафа разобрали до уровня второго яруса, а затем надстроили кирпичом. У бойниц верхних этажей установили пушки крупного калибра.

Затем реконструкции подверглась южная оборонительная стена. В 1582 году началось возведение каменной наружной стены, дугой охватившей остров с запада и с севера. В 1606—1608 годах Пожарная башня и привратный дом при въезде на остров были перестроены и объединены в одно здание — Дом наместника, ставший позднее резиденцией выборгского губернатора.

В 1710 году, в период осады Выборга войсками Петра I, стены и постройки крепости ощутимо пострадали от артиллерии. На протяжении всего XVIII столетия замковые сооружения многократно ремонтировались и перестраивались. В этот период появились сооружения Казарменного корпуса и арсеналов.

После Великой Отечественной войны Выборгский замок использовался советскими военными. Здесь были размещены 71-й отдельный гвардейский батальон связи и 49-й отдельный гвардейский саперный батальон 45-й гвардейской дивизии. Тут же жили семьи военнослужащих. В 1964 году Министерство обороны СССР передало Выборгский замок Государственной инспекции по охране памятников, и через несколько лет здесь открылись первые экспозиции Выборгского краеведческого музея.


Окрестности Выборгского замка. (vyborgmuseum.org)

Замок Прейсиш-Эйлау

В 1325 году по приказу гроссмейстера Тевтонского ордена Вернера фон Орзельна мастер Арнольд фон Эйленштайн начал строительство укрепленного дома на окруженном болотами и речкой холме. Здание, получившее название замок Иле, вырос на месте прусской крепости Сутвирт. На речке орденцы построили плотину с мельницей, уровень воды поднялся, и замок оказался на острове. К 1330 году было возведено каменное укрепление квадратной формы, окруженное рвом, с подъемным мостом и воротами с решеткой. С восточной стороны к укреплению был пристроен форбург.

В исторических документах первое упоминание о замке относится к 1326 году, где он называется «Иле», в записях 1342 года — «Иладия», в 1400 году — «Пруще Илов» (Прейсиш-Эйлау). До 1347 года Прейсиш-Эйлау являлся резиденцией орденского пфлегера, затем в нем разместилась администрация каммерата.

В годы Тринадцатилетней войны Прейсиш-Эйлау был захвачен восставшим населением и частично поврежден. Орден организовал активное сопротивление, и большинство городов Натангии вновь перешли под его власть. Прейсиш-Эйлау занял орденский гарнизон, состоявший из нескольких рыцарей и 60 человек ополчения.


Имение Прейсиш-Эйлау. (Pinterest)

После реформации в 1525 году орденский замок стал резиденцией ведомственного имения гауптмана Прейсиш-Эйлау, а в 1807-м здесь произошла битва между французской и русско-прусской армией.


Битва при Прейсиш-Эйлау. (Pinterest)

В 1814 году имение купил Генрих Сигизмунд Валентини и переименовал его в честь своей жены в Генриеттенхоф. Усадьба располагалась на территории старого форбурга, еще хорошо сохранившегося. Замок же из-за отсутствия крыши активно разрушался. Жить рядом с руинами было неприятно, и вскоре в километре на северо-запад от замка построили новый дом. Туда же перевели почти все хозяйство.


Замок Прейсиш-Эйлау в городе Багратионовск Калининградской области. (Pinterest)

В 1932 году в старом особняке, расположенном у стен бывшего орденского замка, был открыт окружной краеведческий музей. После Великой Отечественной жилые помещения постепенно пришли в полную негодность и долгое время использовались в качестве складов.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Происхождение названия

Новое направление в культуре неслучайно получило название романского стиля, так как в его основу были положены приемы, разработанные еще в Древнем Риме. Разумеется, он не имел прямого отношения к языческой культуре, напротив, новый стиль полностью формировался на базе христианского вероучения. Тем не менее многое в нем напоминало Античность: строились монументальные здания, соблюдались те же эстетические нормы, которых придерживались архитекторы Рима. Например, отсутствовали мелкие детали, избыточный декор, акцент в сооружениях делался на мощной кладке. Романский стиль в Средневековье стал общеевропейским, его канонов придерживались во всех государствах континента, включая Древнюю Русь.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ МАТЕРИАЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Военные сооружения средних веков обычно представляют собою в основном ограждения в виде каменных стен. Лишь изредка допускались среди выступающих вперед укреплений несколько земляных валов, с палисадами на гребне, носивших характер временных укреплений.

Большие военные сооружения, созданные под давлением политических требований, возводились чрезвычайно быстро, о чем свидетельствует единообразие стиля, наблюдаемое в ансамбле. Все здесь выполнено простыми приемами. Так, главная башня (донжон) в Куси имела в качестве лесов только пологий винтовой помост, по которому подавались наверх материалы; гнезда этого помоста сохранились до сих пор.

Одними лишь быстрыми темпами возведения крепостных сооружений (замков) нельзя объяснять единообразие стиля и однохарактерность военно-оборонных построек средневековья, как это делает Шуази; стремление к стилистическому и типологическому единообразию является одной из существенных особенностей романского искусства. Эту тенденцию можно проследить как в военно-оборонной архитектуре, так и в гражданской и культовой. Этой тенденции противопоставлено стремление к выработке местных форм. Эти два противоположные начала составляют то единство, которое характерно для романской культуры и искусства в целом. прим. Н.А. Кожин

Насколько это было возможно, стены складывались из крупных каменных блоков, иногда с неотделанной лицевой стороной, но с окантованными ребрами. Некоторые стены обработаны выпуклыми рустами, по которым скользят ядра.

В Куси и в некоторых крепостях XII в. меж рядами кладки обнаружен вместо толстых слоев раствора, в который лом проникает свободно, слой раствора, в состав которого входят обломки черепицы и осколки твердого камня.

Такой способ кладки, который, несомненно, не дал ожидаемых результатов, был совершенно оставлен с XIV в.

В то время как гражданская архитектура пользуется почти исключительно сводами на нервюрах, в военной архитектуре нередко можно встретить крестовый свод (Шато Тьерри). Одним из главных преимуществ нервюрного свода является его легкость, которая приводит к уменьшению распора. Поэтому такой свод был нужен для тонких церковных стен; крестовый же свод находил себе достаточную опору в толстых стенах замков.

Иногда над круглыми залами, расположенными в башнях, возводили купол (Провэн, Шатодэн). Купол распределяет распор по всему периметру вместо того, чтобы сосредоточить его в отдельных точках, в которых действие пробоины оказалось бы особенно разрушительным.

О форме и конструкции средневековых куполов на памятниках культовой архитектуры в Аквитании см. Lasteyrie, L’Architecture religieuse en France a l’epoque romane. Paris 1912, стр. 267 и слл. и стр. 471. прим. Н.А. Кожин

Обычно стены военных сооружений скреплялись при помощи деревянных бревен. Стены Куси еще хранят следы этих связей. Употребление их восходит к глубочайшей древности; применение их в средние века оправдывалось теми же мотивами, которыми руководились и древние: они служили для распределения силы ударов на большую площадь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector