Геометрическая резьба

Трафареты и шаблоны

Перед тем, как начать работу, необходимо найти шаблон, который хочется воплотить. Его можно найти в интернете на специализированных сайтах или на таких, которые посвящены рукоделию.

Нужно не только найти нужный трафарет, но и сделать его в натуральную величину. На этом подготовка рисунка заканчивается.

Шаблоны можно использовать не только для целых узоров. Можно, например, с помощью шаблонов создавать одинаковые детали, составляющие узор. На их основе можно придумывать авторские варианты.

При выборе нужного чертежа важно соразмерять создаваемый продукт и основу, для которой он делается. Если узор представляет собой часть композиции, то он должен соответствовать всему рисунку

Важно различать узоры по стиля в соответствии с замыслом работы. Например, растительный или анималистический стиль содержит много повторяющихся деталей и может быть использован в большинстве стилей декорирования

Пользуются популярностью сделанные в такой технике надписи. Как правило, трафареты для них приходится изготавливать самостоятельно. Это связано с тем, что узоры с использованием надписей носят индивидуальный характер.

Прорезные узоры — это техника, которые могут освоить даже начинающие. Конечно, им будут не под силу сложные рисунки, но они смогут сделать украшения, которые будут поражать зрителей стильностью и изяществом.

Чем можно переносить координатную сетку на заготовку?

Обычно пользуются чертилкой либо рейсмусом с карандашом и плоскостным угольником. Горизонтальные линии координатной сетки переносят на заготовку рейсмусом, например с верстачной доски или ровной поверхности верстака. Для перенесения вертикальных линий используют рейсмус, но не с верстака или доски, а с угольника, который фиксируется струбциной.Координатная сетка на заготовке сохраняется до завершения изделия, поскольку позволяет контролировать работу резчика. Ряд элементов геометрической резьбы, в частности розетки и «сияния», вырезаются в разных направлениях. Чтобы избежать скола, заготовку необходимо вращать, для чего применяют специальное устройство (рис. 73). Можно также сделать вращающейся крышку стола.

Рис. 73. Устройство для вращения закрепленной заготовки: 1 – фиксатор; 2 –вращающийся диск; 3 – обрабатываемая заготовка; 4 – струбцина; 5 – ребра жесткости диска; 6 – подкладки; 7 – столешница

Как вырезать двухгранные выемки, мы уже писали, остается только заметить, что выполнение их на прямолинейном или дугообразном участке, в составе розеток и иных элементов, осуществляется в различных направлениях – вдоль, поперек или по наклонной кволокнам

Здесь важно учитывать степень мягкости материала. На мягкой древесине при резьбе двухгранных выемок небольшой глубины носок ножа-косяка устанавливают на начало размеченной линии и, постоянно держа инструмент под углом 30–40° и нажимая на него, прорезают ее на необходимую глубину движением на себя. Завершив выполнение одной линии, нож-косяк наклоняют на другую сторону и режут вторую грань, причем элемент будет выполнен правильно, если обе грани сомкнутся на одной глубине параллельно вершинам (рис

74)

Рис. 74. Выполнение выемки на мягкой древесине: а – надрезание первой грани носком ножа-косяка; б – надрезание с подъемом пятки ножа; в – подрезание второй грани Секреты между строк Можно ли перенести опорные точки с объемного эскиза?

В принципе, нет никакой разницы в перенесении опорных точек с плоскости или с объемного эскиза, выполненного, например, из глины или пластилина. Его фиксирует на доске с нанесенной координатной сеткой. На эскизе, используя рейсмус и плоскостной угольник, выполняют вертикальные и горизонтальные линии сетки. Затем на заготовке вычерчивают координатную сетку в необходимом масштабе и переносят на нее рисунок, выполненный карандашом. Опорными будут точки, в которых пересекаются детали рисунка и линии сетки. Последний нюанс: вырезание очередной выемки осуществляют от уже вырезанной грани. Если резать с противоположной стороны, обязательно произойдет скол древесины. Если древесина твердая, в первую очередь прорезают среднюю линию выемки (допускается несколько движений), после чего выполняют боковые грани, стараясь попадать линия в линию, постоянно держа инструмент под одним и тем же углом (рис. 75).

Рис. 75. Выполнение выемки на твердой древесине: а – прорезка срединной линии; б – надрезание; в – подрезание

Секреты между строк

Древесные породы

Меня часто спрашивают, из какого дерева лучше вырезать – мягкого или твердого? Отвечаю: каждая порода хороша на своем месте. Любое бревно, доска, чурочка (высушенные, без трещин и не гнилые) являются ценным материалом, у каждого из них свои достоинства и красота. Для обучения резьбе хороши мягкие породы: липа, осина, тополь, ольха, каштан, кедр. Их легко обрабатывать режущим инструментом, проще добиться необходимой формы, пластики, рельефа, несложно выполнять завершающую обработку. Твердые текстурные породы с ясно выраженными годичными кольцами, несмотря на трудность обработки, имеют свои преимущества, изделия из них красивы без тонировки, полируются до блеска, прочны и долговечны.

Необходимо помнить: дерево как материал – составная часть будущего произведения, от правильного выбора породы во многом зависит художественный уровень изделия. Можно одну и ту же работу выполнить из разных пород, в итоге мы получим совершенно разные по качеству результаты. Умение правильно использовать материал приходит с практикой.

Итак, дерево. Думаю, несложно отличить по кроне, листьям, коре, плодам хвойные породы от лиственных, а на спиле текстурные от однотонных. Резчику необходимо знать, какие из них мягкие, а какие твердые, какие текстурные, какие нет. На срезе ствола вы можете различить годичные кольца, у живого дерева каждый год их становится на одно больше. Сосчитав количество колец, можно узнать, сколько лет дерево росло. На поперечном срезе ствола у многих пород различают ядро, сердцевину, заболонь, кору (рис. 1.1). Ярко окрашенные породы с четко выраженными слоями называются текстурными.

Рис. 1.1. Торцевое строение древесины (а); виды срезов (б): 1 – годичные кольца; 2 – сердцевина; 3 – ядро; 4 – заболонь; 5 – кора, пробковый слой; 6 – поперечный срез (торцевой); 7 – радиальный срез (сердцевинный); 8 – тангентальный срез

Предлагаю внимательно рассмотреть таблицу, в которой даны характеристики наиболее употребляемых для резьбы, а также некоторых редких, но прекрасно себя зарекомендовавших в художественной обработке пород древесины.

Виды узоров

Чтобы понять основные отличительные черты того или иного орнамента, выполненного в технике геометрической резьбы, необходимо ознакомиться с несколькими видами узоров, а также со схемами и основами их исполнения.

Сколышки

Основными элементами, которым нужно обучиться, являются сколышки, представляющие собой наколку и подрезку древесных частей.

Затем можно приступать к подрезке, следуя инструкции.

  1. Режущую часть лезвия нужно приложить к левой стороне треугольника, а скошенная часть должна находиться в области его вершины.
  2. Рукоять ножа отводим назад, не нарушая параллели между правой стороной треугольника и краем лезвия.
  3. Надавливаем на нож и возвращаем ручку в исходное положение. При совершении данных действий должна отколоться деталь нужной формы и размера.

Ромбик

Вырезать ромбик на поверхности древесины довольно легко, особенно если вы уже освоили технику работы со сколышками. Все дело в том, что данная фигура состоит из двух треугольников, имеющих одно основание, поэтому ее можно вырезать, действуя по принципу, описанному в предыдущем варианте.

Для того чтобы получился ровный орнамент, необходимо сначала проработать верхний ряд треугольников, после чего перейти к нижнему, образуя нужную нам фигуру.

Витейка

Также очень интересный элемент, в основе которого лежит принцип действия, применяемый при работе со сколышками. Отличительной чертой является лишь то, что треугольники не имеют общего основания, а, наоборот, смещаются в разные друг от друга стороны.

Пирамида

Пирамида является первым сложным рисунком из тех, что вам предстоит изучить, постигая искусство геометрической резьбы по дереву.

Работа происходит посредством нанесения нескольких треугольников – при соблюдении определенного порядка и расстояния между ними. На равном расстоянии друг от друга наносятся три треугольника, два из которых находятся в верхней части и имеют общее ребро. Посередине между фигурами необходимо будет обозначить точку соприкосновение углов. Режущая часть ножа должна занимать центральную позицию, а движения необходимо совершать в том направлении, в котором лежат естественные слои древесины.

Звездочка

Следующая к изучению фигура является немного более сложной, поскольку в ее основе лежит большее количество треугольников, нежели во всех ранее изученных вариантах. Но несмотря на этот, казалось бы, немаловажный нюанс, принцип работы с данной фигурой не меняется, и в основе все так же лежит создание сколышков.

Для создания звездочки необходимо нанести четыре и более треугольника по принципу, используемому в работе с пирамидкой.

Квадраты

Создание квадратов кардинально отличается от работы со всеми предыдущими узорами, поскольку используется абсолютно другая техника – соломка.

Чтобы создать квадрат, необходимо действовать следующим образом:

  • после нанесения разметки необходимо отступить от ее края на пару миллиметров и под углом примерно в 45 градусов углубить кончик ножа на 3 миллиметра, затем провести разрез вдоль линии;
  • далее по принципу зеркального отражения необходимо произвести все те же самые действия с другой стороны полосы разметки;
  • после этого необходимо расположить нож вертикально по отношению к заготовке и сделать два прокола (в начале и в конце линии).

При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий вы получите тонкий срез в виде соломки, а обработав все края разметки в такой технике, вы сможете создать интересный узор нужной вам формы.

Наиболее часто данная техника используется для обрамления изделий, соответственно, квадратной и прямоугольной форм.

Розетка

Пожалуй, следующий геометрический узор является наиболее сложным в исполнении, и вместе с тем его справедливо можно назвать самым красивым из всех уже знакомых вам орнаментов.

На следующем этапе необходимо на каждом отрезке, расположенном в границах малого круга, отметить середину и соединить ее с точками соприкосновения отрезков с границами большого круга, расположенными по обе стороны от намеченного нами центра.

Получив разметку, мы можем приступать к резьбе, используя первую изученную технику работы с треугольниками.

При помощи данного узора можно украсить крышку шкатулки, дно декоративной тарелки, поверхность круглого стола и другие изделия подходящей формы.

Уход за инструментами

Следует периодически осматривать ваши инст­рументы, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, по­траченное на заточку.

ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ

Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанав­ливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему прав­ки; каждый нашел свою процедуру, удобную лич­но для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспо­собления.

Первым делом следует заточить лезвие при по­мощи мелкозернистого абразива, например ал­мазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхно­сти, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лез­вием и деревом.

Глава 1 О ДЕРЕВЕ

С древних времен лес был верным помощником человека. На протяжении веков он кормил и согревал, укрывал от врагов, дарил чистый воздух и радовал глаз. Разнообразие растительного и животного мира леса позволяет и сегодня использовать его в самых различных областях жизнедеятельности человека.

Особого внимания в необозримом мире леса заслуживает знакомое всем нам с детства дерево: высокий стройный ствол, устремленный в небо, красивая раскидистая крона… Этот удивительный материал и` сам по себе притягивает внимание, им можно любоваться до бесконечности. Когда же человек прикосновением своих умелых рук дарит ему вторую жизнь, мир обретает новый шедевр искусства

Дерево и руки художника, вечный союз добра и труда.

Техника резьбы

Чтобы получить красивые комбинации на деревянном изделии, отдельные элементы рисунка, к примеру, треугольники или квадраты, должны быть полностью схожими по точности, размерам и глубине плоскостей.

Только в таком случае может получиться орнамент – равномерно расположенный на поверхности рисунок. Увидеть его геометрической вязью с перемежающимися квадратами, поделенными на треугольники, можно на старых прялках.

Чтобы выполнить геометрическую резьбу на поверхности однородной древесины, можно взять несколько мелких стамесок и один резак с рабочей частью шириной 2 мм.

Резьба по древесине своими руками

Проходим вдоль волокон

Инструкция следующая:

  1. Прежде чем приступать к работе, на заготовку нанесите линии разметки, отметив циркулем-разметчиком поля с каждой стороны. Полученную прямоугольную плоскость разделите на несколько отрезков и при помощи линейки проведите линии.
  2. Размеченную заготовку закрепите торцом к опоре, придержите ее для устойчивости левой рукой.
  3. Установите вертикально к заготовке резак.
  4. Начните прорезать линию глубиной 1,5-2 мм, двигая резак от противоположного края к себе.
  1. Резак ведите на себя под углом 30-40˚ с небольшим наклоном вправо. Чтобы во время работы не было сколов, и инструмент не вилял, пятку резака слегка приближайте к заготовке. Однако внимательно следите, чтобы она не «зарывалась» в доску.
  2. Надрезка – первый проход резака по отмеченной карандашом линии. Движение резака под конец линии слегка задержите, приподняв пятку, чтобы закончить линию точно у отметки поля.
  3. Разверните заготовку влево и по той же лини проведите резаком, но уже с другой стороны. Такой прием получил название подрезки. Результатом надрезки и подрезки будет ровная канавка треугольного сечения.

Работа вдоль волокон

Узор поперек волокон

  1. Разметьте заготовку таким же способом, как и предыдущий, только поперек волокон.
  2. Старайтесь линии располагать параллельно торцу заготовки.
  3. Доску разворачивайте длинной стороной к себе, фиксируйте и придерживайте для устойчивости левой рукой.
  4. Надрезку делайте резаком под углом в 45˚, после чего заготовку разверните и сделайте подрезку.

Шашечек

  1. Совместите между собой параллельные и поперечные линии, чтобы создать простой рисунок – шашечки. При этом соблюдайте точное расстояние.
  2. Сделайте надрезку сначала по линии волокон, при этом инструмент проводите немного правее разметки.
  3. Разверните заготовку и произведите подрезку.
  4. В аналогичном порядке проведите подрезку и надрезку поперек волокон резаком.

Схема составления рисунка шашечки

Такая техника позволяет украсить деревянную поверхность орнаментом из правильных квадратов-шашечек. Узор нередко используют для украшения крышек различных сундуков или ларей.

Рисунок сетки

Следующий способ – нарезание прямых параллельных линий под углом и диагонально к краям заготовки. Можно делать разные углы, чтобы получались пологие или остроугольные узоры.

Схемы геометрической резьбы по дереву в виде сетки

Перпендикулярные линии такого типа при пересечении формируют узор из повторяющихся ромбов или квадратов, который носит название сетки. Начальные линии надрезаются на деревянной поверхности справа налево, затем заготовка переворачивается и проводится вторая надрезка, но в обратном направлении – слева направо.

Подрезка осуществляется в аналогичном порядке. Корректное расположение резака влияет на правильность проведенных линий резьбы, аккуратность и эстетичность готового узора. (См. также статью Лобзик по дереву: особенности.)

https://youtube.com/watch?v=QMbUMoKThpM

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. ель;
  5. сосна;
  6. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. дуб;
  2. красное дерево;
  3. бук;
  4. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Нужно ли при выборе инструмента учитывать глубину вогнутой полости?

Неглубокие вогнутые полости достаточно легко резать клюкарзами, а позавершении работы можно зачистить полость ложечными резцами. Глубокие полости сначала выдалбливают или даже высверливают. В средней, более глубокой части заготовки долбить можно с помощью полукруглой стамески и киянки, не боясь образования трещин. Около стенок удары должны быть слабее.Стенки обрабатывают круговыми движениями клюкарзы только вдоль волокон, дно – ложечными резцами. Завершают обработку бормашиной. Далее надрезают горизонтальные выемки, которые идут вдоль волокон, держа стамеску вертикально, но при этом угол лезвия находится в начале дуги окружности. Мягко нажимая на ручку инструмента, совмещают его лезвие с линией дуги окружности. Надрезая верхнюю дугу, стамеску передвигают справа налево, при надрезе нижней дуги – наоборот

Плоские грани осторожно подрезают ножом-косяком

Второй способ (рис. 82)

Рис. 82. Выполнение скобчатой резьбы с углубленной средней линией

Скобку можно сделать с углублением средней линии, при этом грани получаются вогнутыми. По нанесенной разметке ножом-косяком выполняют вертикальный надрез по средней линии, после чего, подобрав стамеску, совпадающую по размеру и профилю, подрезают грани скобок.Грани скобок находятся по диагоналям квадратов, т. е. под углом к слоям древесины. Их приходится подрезать по-разному, чтобы направление реза совпадало с направлением волокон древесины, что существенно облегчит задачу. Таким образом, нижние граниподрезают сверху вниз движением к себе, верхние – наоборот, снизу вверх и от себя. Подрезая нижнюю грань первой скобки, уголок стамески фиксируют в верхнем левом углу квадрата

Лезвие инструмента, слегка наклонив влево и осторожно нажимая, совмещают с линией дуги окружности и подрезают грань. Подрезая верхнюю грань, уголок стамески фиксируют в нижнем правом углу квадрата и вращают по направлению вверх с одновременным наклоном вправо. Завершая разговор о скобчатой резьбе, заметим, что, если рисунок достаточно большой или используется твердая древесина, то нажима только рукой недостаточно, поэтому резьбу осуществляют с помощью киянки.Дополнительно отдельные элементы геометрической резьбы можно украшать морщинистой резьбой, благодаря которой на поверхности готового мотива (отдельного рисунка или целого орнамента) появляются складки

Единственным условием является то, что морщинить можно только крупные элементы, так как на них складки выглядят более декоративно и эффектно. Кроме того, они более просты в исполнении. Технически разметка и осуществление морщинистой резьбы аналогичны резьбе треугольников.

Секреты между строк

Необходимые инструменты

Работа по обработке дерева предполагает наличие у мастера необходимого инвентаря, благодаря которому он может создавать любые изделия. Среди наиболее важных инструментов можно выделить:

  • острый перочинный нож;
  • пилу (поперечную, продольную, универсальную);
  • топор (колун);
  • тесло, топор с перпендикулярным топорищу лезвием, для создания фигурных и вогнутых изделий;
  • резец, рубанок – необходим для снятия стружки с заготовки
  • дрель;
  • дремель с насадками, для создания гравюр по дереву;
  • фрезу с набором лезвий;
  • напильник;
  • нож-косяк;
  • стамески – инструмент для обработки дерева (существуют плоские, полукруглые, угловые и скобчатые разновидности);
  • клюкарзы – стамеска, имеющая изогнутую форму (благодаря этому инструменту можно заниматься рельефной резьбой, сильно погружая стамеску в древесину);
  • ложкорезы – инструмент, благодаря которому можно создавать деревянные ложки, так как форма изделия способствует эффективному извлечению большого количества древесины за раз.

Для начинающего мастера по дереву достаточно будет иметь при себе столярный карандаш, несколько стамесок, нож-косяк и перочинный нож.

История развития

Еще в древней Руси появились первые предметы, украшенные геометрической резьбой. И именно Русь считается родиной данной техники работы по дереву, которая впоследствии получила распространение по всему миру.

Кроме того, из древесины даже изготавливались дверные замки, которые также были украшены резьбой. Один такой экземпляр, созданный в XVIII веке, сохранился и по сей день находится в одном из музеев Москвы.

Стоит также отметить, что геометрия резьбы своими корнями уходит во времена, когда люди поклонялись языческим богам, поэтому абсолютно все орнаменты, нанесенные на предметы, имели определенный, довольно глубокий смысл.

В современном мире такие предметы не наделяются каким-либо магическим смыслом, но во времена древней Руси они использовались для защиты семьи, оберега дома, а иногда даже от порчи и сглаза.

Материалы

Конечный результат работы также очень зависит от материала, на котором будет выполняться резьба, так как древесина отличается по плотности, структуре и устойчивости к окружающей среде.

Поэтому мы рассмотрим оба этих варианта.

Если вы выбираете фанерные листы, то нужно знать, что они нескольких видов.

  • Фанера ФК – влагостойкий материал, который удобен в работе и безвреден для человека и окружающей среды. Его используют для выполнения практически любых видов работ.
  • Фанера ФБ – материал, который проходит дополнительную обработку, после которой появляется защитный слой, позволяющий использовать его на улице. Из-за этого стоимость материала может быть выше. Также безвреден для человека и окружающей среды.

Если вы выбираете древесину, то необходимо учитывать характеристики каждого сорта дерева.

Начинающим мастерам рекомендуется использовать берёзу или липу, потому что эти сорта имеют достаточную плотность. Структура дерева плотная, следовательно, на ней будет удобно прорабатывать мелкие детали узора.

Пихта, ель и сосна используются чаще всего, потому что найти их легко, да и стоимость невысокая. Однако стоит учитывать, что эти сорта имеют разную плотность слоёв и ярко выраженную структуру. Это может помешать при создании мелкого рисунка.

Древесина перед работой должна быть высушена, чтобы в дальнейшем она не растрескалась и не искривилась. Поэтому данный пункт подготовки нельзя оставить без внимания. Если вы приобрели недостаточно сухой материал, его нужно высушить самостоятельно. Поставьте доску на торец, чтобы воздух поступал со всех сторон.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Схемы фигурок

Фигурки животных чаще всего делают новички. Нередко вдохновением для начала работы с деревом становятся симпатичные совы или величавый лев. Довольно часто первым, кого вырезают своими руками, может стать неповоротливый мишка. Этот персонаж является одним из наиболее популярных у мастеров по дереву. Сказочный медведь может стать отличным украшением дома.

Стоит заметить, что фигурки медведя немного легче делать и потому, что они могут быть большие. Это очень удобно, когда поначалу мелкие детали прорабатывать еще сложно. Опытные мастера также рекомендуют тренироваться на вырезании зайцев. Так как для изделия понадобится самый простой алгоритм резьбы и можно научиться технике текстурирования шерсти. Последний прием очень часто нужен при вырезании зверей.

Деревянные фигуры несложно создавать самому, особенно если делать это пошагово. Причем можно сперва сделать скульптуру животного по самой простой схеме. А затем выбрать тот же персонаж, только в более сложном варианте.

У мастеров по дереву также весьма популярны кот, тигр, черепаха, лисица, енот, белка и многие другие. Перед тем как приступать к работе, желательно проследить за поведением выбранного животного, чтобы лучше понять его пластику и выделить некоторые особенности. Для этого можно просмотреть документальные фильмы, которых немало на специализированных каналах.

Среди птиц наибольшую популярность в качестве деревянных фигур получили совы, орлы, утки. Они отлично подойдут в качестве украшения жилья. Их также можно смело сделать частью мебели.

Изображения людей также довольно часто используют для деревянных фигур. Начинающим мастерам лучше всего остановить свой выбор на сказочных персонажах, например, Буратино, Иване-Царевиче и других. В качестве украшения для приусадебного участка отлично подойдут забавные гномы, а для новогодних праздников – фигура Деда Мороза или Снегурочки.

Разбираем пошагово геометрическую резьбу по дереву: с чего начать?

Основной инструмент для резьбы по дереву – это нож. На фото ниже вы можете видеть их.

Правда, чтобы научиться им хорошо владеть, придётся искать мастера, способного обучить вас навыкам, которыми он владеет. Но есть другой путь – самообучение, трудный, но усвоенный материал запоминается на долго. Данная статья отлично подойдёт для тех, кто выбрал последний путь.

Для начала необходимо понять, нужно ли вам это дело или нет? Резьба по дереву потребует большого количества времени. Если вы поняли, что вам это действительно нужно, то читаем далее.

Нужно научиться хорошо владеть ножом, а для начала хотя бы правильно его держать. В качестве тренировочных упражнений можем посоветовать вам вырезать бороздки на бруске. Будьте честными и не беритесь за орнаменты, пропустив данный шаг. Вы без тренировок будете делать достаточно красивые узоры и это разочарует вас в ваших результатах.

Упражнение первое — вырезка бороздки вдоль волокон.

Берём нож-резак и маленький брусок из мягких древесных пород. Лучше всего вам подойдёт липа, так как она очень мягкая, по сравнению с другими древесными породами, но в тоже время, достаточно твёрдая. Главное – это определить направление волокна.

Зажимаем резак в кулаке, тупым углом к себе.  Среди мастеров тупой угол называется пяткой. Немного наклоните нож вправо. Для того, чтобы получить максимально ровную и прямую линию, следить за своими ощущениями, как правило, отклонения разу чувствуются. Но если вы ещё не чувствуете изменений направления резьбы, то тренируйтесь и вам обязательно придёт данный навык.

Упражнение второе – вырезка бороздки поперёк древесного волокна.

Такая вырезка будет немного сложнее чем предыдущая. Принцип резки абсолютно такой же, как и в первом случае, но теперь, пятка резака должна быть приподнята. Поднятие пятки обеспечит более легкое прорезание дерева и облегчит работу.

Первые узоры «сетка» и «квадраты».

Сетка, или как её ещё называют квадраты, является самым простым геометрическим узором. Делается он просто: сначала делаем вырезки вдоль волокон и следим, что бы расстояния между ними были одинаковые, а потом прорезаем на одинаковом расстоянии друг от друга полоски против волокон. Можно выполнить сетку по диагонали, но это потребует очень хорошей твёрдости руки.

Схемы диагональных и простых квадратиков.

Треугольники.

Данный узор, пожалуй, самый часто встречаемый, им украшают многие предметы быта.

Для того, чтобы вырезать треугольник, нам необходимо проделать следующие действия: от вершин нашего треугольника к его центру проводим несколько линий, с помощью которых делает надколы резаком. Для того, чтобы сделать надкол, необходимо острую часть ножа вводить в материал, а пяткой лишь касаться. Таким образом, мы получаем самую глубокую точку в центре треугольника.

После вырезания простейших треугольников вы можете смело переходить к более сложным. Например, треугольникам со смещенным центром или с овальными сторонами. Техника их выполнения такая же, но самое главное в резьбе по дереву – это твёрдость руки, так что занимайтесь спортом и тренируйте мышцы.

Этапы работы

Любое изделие начинается с задумки. Каждая задумка переносится на бумагу, составляет эскиз изделия. Работа над ним требует определенных художественных навыков, но можно обойтись и без умения рисовать. Готовые эскизы достаточно скачать из интернета, распечатать и перенести на деревянную поверхность.

  1. Эскизирование. Эскиз может быть детализированный, но на рабочую поверхность вы перенесете, вероятно, только контуры изображения. Делать это нужно карандашом.
  2. Выявление рельефа. Закругление или заоваливание выпуклых элементов, срезание наклонной плоскости к фону.
  3. Черновая обработка. Позволяет придать изображению характерные особенности.
  4. Зачистка фона. Начинают ее с самых крупных участков фона, выполняется этот этап широкими стамесками.
  5. Выявление мелкого рельефа. Тонкие и мелкие выемки наносятся на поверхность, используется контурная резьба ножом-косяком или церазиком. Может называться детализацией.
  6. Финишная отделка. Шлифовка, полировка, тонирование, покрытие.Шлифовка чаще производится наждачной шкуркой, полировка – специальными средствами, которые образуют на поверхности плотную пленку. Тонировка позволяет изменить цвет древесины за счет красителей, имеющихся в составе тонирующего средства. Покрытие – это нанесение на поделку лака, воска или отделочного масла.

Все этапы резьбы можно посмотреть на примере выпиливания деревянной ложки в представленном видео.

Выпиливание по контуру – «плавающий» этап работы. Чаще с него начинают, но некоторые мастера оставляют его на потом, чтобы не отказываться от возможности что-то изменить в уже почти готовой работе.

Лучшим источником вдохновения являются готовые работы. Изучайте опыт других мастеров, сохраняйте себе в закладки полезные информационные материалы и фото. Наконец, записывайте мастер-классы собственного творческого процесса: это полезно и для самоанализа, который продвигает вас в своем деле, и для передачи опыта.

Успешных начинаний!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector