Кокошник (головной убор)

Содержание:

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.

У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.

Мировая мода с русским акцентом

Пожалуй, нет более интересного и эффектного национального аксессуара, чем русский кокошник. Только он, аутентичный, так часто становится «гостем» на подиумах лучших в мире модельеров, признанных мастеров высокой моды:

именно этот аксессуар популяризировала французская художница Жанна Ланвен;

модный дом Франции «Огюст Боназ» в начале 20 века изготавливает кокошники из пластмассы, которые быстро разойдутся среди модниц;

признанный легендарный кутюрье Карл Лагерфельд (между прочим, именно он сейчас представляет модный дом «Шанель») создал коллекцию «Париж-Москва» в 2009 году, где украсил головы моделей изысканными фантазийными кокошниками.

Кокошник носили и героини знаменитых, даже можно сказать, легендарных фильмов – например, в трилогии «Звездные войны» королева Амидала надевает изумительный русский наряд, а на ее голове красуется головной убор, напоминающий кокошник русских красавиц.

В 30-е годы кокошник становится особенно популярен. Этот красивый головной убор становится традиционным на Западе в качестве свадебного головного убора-тиары. Если вспомнить Евгению Йоркскую или невесту принца Гарри – МеганМаркл, герцогиню Сассекскую, то становится понятно, что популярность кокошника никуда не делать с течением веков – наоборот, даже монаршие особы вдохновляются этим традиционно русским головным убором! Вдохновитесь и вы – ведь в разделе «Русские кокошники» всегда есть, на что посмотреть!

Интересно! Огромной любовью к кокошникам (и к России в целом) славится знаменитая певица Наталия Орейро. В 2018 году она записала не один клип, где предстала в образе русской красавицы с роскошной тиарой-кокошником на голове. Самый известный из них – это клип на песню «Поднимите руки вверх» (или UnitedByLove). Если вдруг вы пропустили этот великолепный красочный мини-фильм, то сейчас – лучшее время, чтобы с ним познакомиться вот по этой ссылке: https://rutube.ru/video/c109917b3503aea2694a3eaf94c9e95e/.

Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс

Традиционно кокошник был праздничным головным убором, разрешенным для ношения как замужним дамам (им отдавалось преимущество), так и незамужним девицам.

Этот головной убор был настолько распространен, что его носили и крестьянки, и боярышни. Отличался он лишь конструкцией и используемыми материалами – например, если простолюдинка расшивала кокошник бисером, аристократка могла позволить себе украсить его самоцветами и речным жемчугом.

Интересно! Кокошник не сразу становился праздничным головным убором. После венчания юная супруга традиционно надевала и носила его на улице каждый день (не на работу, разумеется) до тех пор, пока у пары не рождался первенец. Причем кокошник должен был быть непременно жемчужным.

Однако долгое время кокошник был «опальным»: с приходом к власти Петра I стало ясно, что ему больше нет места в государстве, которое следовало традициям Европы. Этот головной убор было строго запрещено носить знатным дамам, его могли позволить себе надеть лишь крестьянки, купчихи, мещанки и жены священнослужителей. Так кокошник попал в опалу, где и оставался до самого возведения на престол императрицы Екатерины II, которая очень интересовалась традициями русского народа. Она и вернула в моду кокошник, вывела его из забытья. Сперва она использовала в качестве маскарадного костюма, чтобы подчеркнуть свою связь с новой культурой. Но затем кокошник настолько вошел в моду, что его снова стали носить придворные дамы, и он прошел несколько новых ступеней развития:

Николай I ввел кокошник в качестве обязательного элемента придворного платья фрейлин. До самой революции 1917 года этот головной убор оставался обязательным при посещении официальных мероприятий при дворе. Кроме того, регламентировался и цвет верхнего платья придворных дам.

В середине 19 века стало модно заказывать драгоценные тиары, напоминающие кокошник. Эта традиция сохраняется и сейчас: многие тиары ювелиры создают, вдохновляясь традициями русского головного убора.

Одним из последних задокументированных фактор ношения русского кокошника стала свадьба императора Николая II. Александра Федоровна выходила замуж в тиаре, созданной по его образу и подобию.

Кстати, в 1903 году состоялся знаменитый Костюмированный бал, который прошел в Зимнем Дворце. Абсолютно все дамы избрали в качестве головного убора кокошник – это был самый яркий символ, всплеск моды на этот удивительный аксессуар, который, впрочем, и сегодня не собирается сдавать свои позиции.

Интересно! Кокошник был популярен до самой середины 20 века. Сохранились многие фотографии, где великие княжны Романовы, дочери Николая II, украшают голову простым кокошником без излишних убранств. Лишь после революции традиционный головной убор стал постепенно выходить из моды, но не вышел из нее до сих пор.

. Кокошник крючком. Или что ли мы не принцессы?

Заказали мне кокошник для новогоднего утренника.

Вяжу. Никого, в принципе, не трогаю. Но, померить то на кого-то надо? Надо! Меньшая любимая рядом скачет! Померили! Губенята надули, что мол, мама кому-то вяжет, а любимая дочь как же без кокошника то? Не принцесса, что ли?

А их же еще и накрахмалить то надо. Решила пробовать клей ПВА(ибо крахмал не будет держать такое сооружение. Тяжеловато, да и крахмал нынче не тот)

Поделиться

Вот лежат красавцы на «растяжке»!! А вот и фото на счастливых владелицах:Голубой-заказ, белый-моя звездочка!

Ну и если кому то надо, вот исходник из инета:схема оголовника:

схема самого кокошника:

Описание: вяжем гребень кокошника, набрав цепочку из 97 воздушных петель.(6 раппортов) Далее по схеме по нижнему краю гребня вывязываем налобную сетку. Кокошник готов, осталось придать форму и украсить. Для этого, необходимо увлажнить заготовку и придав форму кокошника, закрепить на непромокаемой поверхности с помощью портновских иголок. налобную сетку оставляем без клея), украшаем пайетками и оставляем до полного высыхания.

К готовому кокошнику пришиваем атласную ленту по линии ободка. Для того, чтоб лучше закрепить на голове, брала ободки и обвязывала нитками в тон, а затем крючком привязывала к основанию кокошника. И напоследок поздравляю всех с наступающим Новым 2018!

И пусть ваши руки не знают скуки а сердца не устают о любви! Счастья вам огромного, безмерного. И, конечно же, здоровья.

Мистика и обряды, связанные с ним


Считалось, что непокрытые, они навлекают несчастье не только на их обладательницу, но на семью и весь род

С жены, изменившей мужу, перво-наперво срывали повойник, чтобы волосы были видны всем. Таким образом грех выставлялся на всеобщее осуждение. Блудницы, русалки ходили с распущенными волосами. Отсюда происхождение слов «распущенность» и «опростоволоситься».

Девушки надевали кокошник, оставляя открытыми волосы на макушке и косу. Густая и длинная, она считалась символом девичьей красоты и служила для привлечения внимания потенциальных женихов. Замужняя женщина имела право на ношение кокошника только с покрывающим слоем, под которым прятали волосы полностью.

После венчания, когда статус девушки менялся, проводился обряд, на котором женщина прощалась со своей девичьей красой. Под печальные песни косу невесты расплетали и заплетали из одной две. Свекровь надевала на невестку кокошник с тонким покрывалом, иногда кисею заменяли платком, завязывая его по-бабьи, снизу подбородка.

Этот головной убор был праздничным, в повседневности его не носили. В ходу были повойники, которые заменялись невысокими венцами. Невеста должна была выходить замуж в жемчужном кокошнике. Дешёвые его варианты покрывали позором семью. Если купить дорогой головной убор родители не имели возможности из-за бедности, то брали на время в соседских семьях.

Носили его по праздникам до рождения первого ребёнка, затем кокошник возвращали хозяевам. В наиболее крупных и прогрессивных регионах обязательное ношение кокошника после свадьбы определялось трёхдневным сроком. Собственные жемчужные уборы очень бережно хранили и передавали старшей невестке, а за неимением таковой – старшей дочери как весомую часть приданого.

Кокошник – культурный код

Ушедший в небытие кокошник неожиданно объявился на чемпионате мира по футболу на стадионе «Лужники». В момент великого напряжения всех болельщиков объектив оператора выхватил три колоритные богатырские фигуры русских фанатов: мужчины и женщина невозмутимо жевали хот-доги. На их головах возвышались кокошники, а правильнее – условная стилизация девичьего головного убора – коруны или венца. Головной убор представлял собой обшитый тканью легкий веер из толстой бумаги, зафиксированный на обруче-резинке, расшитый и украшенный понизью.

Сувенирные модели венцов-корун сегодня именуются кокошниками. Кокошник так кокошник! Гораздо интереснее ответ на вопрос, почему он стал необыкновенно популярен на московском чемпионате?

Ряд неожиданных побед, гордость за футбольную команду и за страну… Все это вместе распахнуло двери болельщикам. Атмосфера большого праздника способствовала неосознанным поискам символики общей российской идентичности. И тут вполне закономерно, но в то же время неожиданно для всех таким символом стал кокошник – один из главных элементов русского костюма. Символ русской женщины, который коллективное сознание безошибочно оформило как манифест идентичности России.

В ночь на 8 июля прошел матч ¼ финала чемпионата мира по футболу с участием нашей сборной. Начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова поддержала российскую сборную и выложила в Instagram фото, на котором в знак поддержки российской сборной снялась в кокошнике.

Это должно было произойти. Наш народный костюм – здесь, рядом, жив в нашей ментальности, в нашей памяти. Быть может, поэтому из множества образов объектив оператора безошибочно выхватили свой, главный образ!

Потребность в собственном национальном костюме прорывается на наши улицы. Санкт-петербургские модницы надевают всеволжские кокошники. И совсем недалеко то время, когда из далекого забытья, из пепла времени, из сундуков этнографов и ценителей восстанет наш национальный костюм.

Процесс восстановления национальной идентичности идет снизу. Стимулируется он проснувшимся желанием людей знать свои корни, восстановить забытую родословную, защититься от эрозии души, потери духовности, утраты уверенности в завтрашнем дне. Неслучайно символом нашей общности, русского мира сегодня стал элемент национального костюма – кокошник, который футбольные фанаты расхватывают на сувениры. И возможно уже завтра он – кокошник – вновь воцарится на подмостках первых домов моды.

Как называется задняя часть кокошника?

Кокошник – старинный женский головной убор. Как называлась его задняя часть?

4. Задание по русскому медвежонку))

Кокошник стали женские главную бор как называлась его задняя часть

Коко́шник (от древнерусского слово ко́кошь — «курица») — это старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. В разных регионах Руси кокошник называли: кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.

Форма кокошников в разных регионах довольна, разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, а висках и т.д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, подзатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу-кокошник.

По своей конструкции выделяют четыре вида кокошников:

  • однорогий кокошник,
  • кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом,
  • кокошник с плоским овальным верхом,
  • двугребенчатый, или седлообразный кокошник

Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом имел небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосуткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее.

=> Таким образом, из описания одного из вида кокошников приходим к выводу, что задняя часть кокошника называется подзатыльник.

Кокошник иногда называют «забытой короной русских красавиц». Это действительно так: он давно стал национальным символом России, как кимоно у японских барышень, как задорные яркие венки у украинских девушек.

Кокошник прошел очень долгую историю становления и развития. Сегодня это самый популярный национальный аксессуар в мире. Например, не так давно выходила замуж британская принцесса Евгения Йоркская, ставшая миссис Бруксбэнк. На свадьбе все гости были покорены не только нежностью и красотой, обаянием английской принцессы, но и ее утонченным образом, ее роскошной тиарой, которая, как высказались многие модельеры (и не только они), поразительным образом напоминала стильный русский кокошник…

Словом, это украшение слишком изящно, слишком аутентично и интересно, чтобы не уделить ему достаточно внимания. Пора исправить досадное недоразумение и рассказать о кокошнике все, что мы только знаем!

Триумф кокошника

В Екатерининскую эпоху интерес к русской истории и российским древностям возрождается

Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII века. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой

Кокошник возвращается в женский придворный костюм.

Стефано Торелли. Портрет Екатерины II

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в одежде. И снова в высшее общество вернулось некое подобие старинных русских кокошников.

В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Подобные платья вплоть до отречения Николая II шила для императрицы и великих княгинь мастерская Ольги Бульбенковой.

А. Ладюрнер. Белый зал в Зимнем дворце, 1838 г.

Во второй половине XIX – начале XX столетия в России вместе с подъемом экономики вновь возникла мода на русский стиль, вызвавшая интерес к русскому костюму.

К.Е. Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме, 1900

В начале XX века в Западной Европе развилось модное течение «а-ля русс», вызванное волной русской иммиграции после революции 1917 года. Яркие краски, невероятные фасоны, роскошные головные уборы притягивали взгляд и не могли оставить равнодушным ни одного эстета. С 1910 по 1920 годы только в Париже открылось около 20 модных домов, культивироввших русский стиль.

Между двумя мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который в 1919–1929 годах входил в арсенал модниц всего мира.

Звезды Голливуда в кокошниках

В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора. В подобном венце выходила замуж будущая английская королева Мария Текская – бабушка королевы Елизаветы II.

Английская королева Мария в подвенечом одеянии

Как своими руками сшить кокошник для девочек для костюма Снегурочки

Несмотря на то, что до Нового года ещё очень долго, уже пора задуматься о создании костюма к празднику. Кокошник подойдёт не только для наряда Снегурочки, но и для снежинки, феи, Метелицы или Снежной королевы.

Шаблон кокошника своими руками из картона

Начинающие мастерицы могут распечатать шаблон кокошника для Снегурочки на бумаги или сделать совершенно новый эскиз. Такой головной убор станет украшением праздничного костюма, а на его изготовление уйдёт совсем немного времени.

ФОТО: kukunia-kukusia.blogspot.comФОТО: 1000sovetov.ru

Как своими руками сделать кокошник из картона

Для работы нам понадобятся:

  • картон и фольгоизолон для основы;
  • креп-сатин для отделки;
  • серебряная тесьма, кружево и украшения для декора;
  • резинка;
  • клей, термопистолет и ножницы.

Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками кокошника Снегурочки из ткани на резинке.

Иллюстрация Описание действия
Вырезать по трафарету из картона и фольгоизолона два щита головного убора и склеить их между собой
Перенести округлый шаблон на ткань, вырезать и обработать края зажигалкой
Промазать фольгированный слой клеем, приложить ткань, лицом наружу, тщательно разгладить, чтобы не было складок и заломов. Затем перевернуть на обратную сторону, обвести карандашом с припуском 1,5-2 см и вырезать
Надрезать выступающие края, чтобы удобнее было подворачивать, и приклеить их к заготовке
Промазать основу клеем и приклеить лицом наружу заготовку из ткани
По краям вставить резинку между тканью и основой, чтобы удобно было носить
Промазать края клеевым пистолетом и приклеить декоративную тесьму
Вырезать из кружева понравившиеся мотивы
Приклеить декор на лицевую сторону короны
Приклеить бусинки, камни и стразы

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Конные воины

Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.

Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.

Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…

На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.

Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен. Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.

Вне политики

В XX веке вместе со сменой укладов, революцией, Гражданской войной, постоянным перемещением народных масс в поисках лучшей доли, репрессиями, индустриальными стройками, урбанизацией, идеологической подоплекой строительства нового быта происходит отторжение пережитков прошлого. Утрачиваются и оригинальные названия русских головных уборов: коруны, венца, кокошника, борушки, сороки, моршени, кики, кички, шеломка. По сути, разные традиционные русские головные уборы объединяются одним собирательным термином – кокошник (на Западе – the Kokoshnik).

Несмотря на политическую блокаду последнего столетия, русские мотивы народной одежды время от времени овладевали европейскими подмостками.

«A la Russ» – стиль, открытый известными модельерами еще в XX веке, – по сей день остается любимым для многих домов мод. В 1976 году Ив Сен Лоран представил миру свою коллекцию «Opera-Ballets russes», объединив в ней крестьянские костюмы и придворную роскошь.

John Galliano, 2009

После показа многие модельеры обратили внимание на русский стиль и начали использовать понравившиеся элементы в своих работах. В 1980-х модный дом Christian Dior создает зимнюю коллекцию в русском стиле

Джон Гальяно подхватил эстафету в 2009 году.

Интерес к русскому костюму просыпался не только у русских, но и у европейцев в моменты русских побед, например в войне 1812 года, на волне экономического подъема 1903–1913 годов (царские костюмированные балы), а также насаждался сверху при необходимости консолидации для решения новых задач (времена Екатерины II, Николая I).

Анализ культурного опыта наших соседей подтверждает сказанное. Интерес к немецкому костюму, появление секций национального костюма Tracht, Dirndl в крупных сетевых магазинах произошло на патриотическом подъеме воссоединения двух Германий.

Интересен также опыт украинской вышиванки. Не стоит отрицать, что она сыграла не последнюю роль в сплочении украинцев после «оранжевой революции». На волне общего подъема той части населения Украины, которая поддержала эту революцию, стало популярным всё, что касалось национальных традиций, в частности одежды. Это ещё раз подтверждает великую силу народной одежды даже в далекой от нее политической сфере.

Анна Наволоцкая

Кокошник-ободок своими руками из бумаги, картона и атласа

Для того, чтобы высокий кокошник-опахало держался на голове, его нужно закрепить на обруч, который можно расположить спереди, по центру гребня или позади него.

Трафарет кокошника из бумаги и картона

Предварительно нужно подобрать и распечатать выкройку кокошника в натуральную величину, а также подготовить следующие материалы:

  • картон;
  • клеевой пистолет;
  • атлас белого цвета;
  • швейную машинку;
  • ленточки из атласа шириной 5 см голубого, серебристого и белого цветов;
  • ободок;
  • декор.

ФОТО: pinterest.atФОТО: cz.pinterest.comФОТО: 1000sovetov.ru

Инструкция по изготовлению кокошника-ободка из бумаги и картона

Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками простого детского кокошника для Снегурочки с очень красивым декором в технике канзаши.

Иллюстрация Описание действия
Обернуть ободок белой атласной лентой, периодически подклеивая её  клеевым пистолетом
На бумаге, сложенной пополам, нарисовать и вырезать желаемую схему, вырез для головы определяется по ободку в растянутом виде. Перенести эскиз на картон и вырезать
Сложить ткань пополам, лицом внутрь, закрепить иголочками и перенести шаблон на ткань с учётом припусков на швы
Аккуратно прострочить заготовки по линии отметки. Затем вывернуть на лицевую сторону и тщательно проутюжить швы
Вставить своими руками внутрь картонную основу для кокошника и сшить детали потайным швом. Далее пришить вручную ободок с изнаночной стороны
Так выглядит оборотная сторона головного убора
Для декора в технике канзаши нарезать из атласной ленты квадратики со стороной 5 см. На 1 деталь понадобится 3 цвета. Сложить квадратик лицом наружу по диагонали, ещё раз на себя. Аналогичным образом сложить 3 цвета
Сложить все три элемента вместе пополам
Срезать уголок, прижечь края зажигалкой, чтобы они склеились, подровнять вторую сторону и прижечь огнём
Сделать требуемое количество заготовок для декорирования лицевой стороны
Из однотонной тесьмы можно сделать заготовки поменьше из 1-2 квадратов
Далее декорируем головной убор по своему вкусу
Всего за несколько часов мы сделали своими руками просто роскошный кокошник из картона для детей, который станет украшением любого праздничного костюма

Что такое кокошник

Кокошник – это старинный головной убор традиционного русского костюма в виде высокого полумесяца, однорого или двурогого конуса. Без него невозможно было бы даже вообразить национальный комплект одежды. Его особенностью являлся гребень, форма которого варьировалась в зависимости от местонахождения. К тому же, если продолжать говорить о самобытности головного убора, то в отличие от других «собратьев» того же периода, со временем кокошник могла позволить себе любая женщина независимо от семейного и финансового положения.

Кокошники всегда были очень разнообразны по своей конструкции и способу украшения. За основу обычно брался твердый материал, а сверху они покрывались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а для богатых женщины в ход шли драгоценные камни. Главное, что их объединяло это то, что на голове они сидели плотно и волосы, которые заплетались в пучок, две косы или венок полностью закрывались. Тем самым, дамы на Руси ходили, как им положено – с покрытой головой.

Как и многие внешние атрибуты, кокошник создавали, как в качестве праздничного украшения, особенно на свадьбы, так и для повседневной жизни, только в более упрощенном варианте. Для свадебных церемоний, к примеру, на кокошнике вышивали орнаменты, которые помогали сохранить отношения между мужей и женой. Поэтому, для многих женщин, головной убор являлся не только красивой частью внешнего облика, но и настоящим оберегом.

Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.

В качестве производителей выступали профессиональные мастерицы. Продавались эти головные уборы практически везде, начиная от деревенских лавочек, заканчивая тем, что дамы просили сделать персональный заказ.

Богато украшенный кокошник.

В 19 веке кокошник был распространен в купеческой, а также крестьянской среде, а в допетровской Руси еще и в среде бояр. Ношение кокошников во времена европейских реформ Петра I было упразднено и сохранилось лишь в деревнях. Последний раз, когда на государственном уровне можно было увидеть данный головной убор, датируется 1903 годом. Позднее, после революции о национальном костюме, а также об их составляющих было принято забыть.

Сборник (самшура, моршень)

Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.

В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.

Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.

Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.

Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .

Читайте далее:

Кокошник для куклы своими руками: как сделать кокошник для снегурочки, идеи и выкройки

Кокошник крючком: схема, описание вязания кокошника для девочки крючком

Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.

Кокошник снегурочки своими руками: идеи и пошаговая инструкция

Происхождение и функции чувашского народного костюма, описание

Что за модель бюстгальтера — планж? какие функции выполняет? кому можно носить, кому — нельзя? особенности и виды.

Как называется китайская шляпа: правильное название, перевод, описание

Как называется шапка у евреев на голове: происхождение, виды, как носили раньше и носят в наше время

Как называется кепка без верха: определение, особенности, назначение

Как называется шляпа выпускника университета и не только? разновидности и значения шапочек. интересные факты и традиции.

Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время

Как называется кепка с прямым козырьком: точное название и варианты

Как называется шарф-шапка: возможные варианты фасонов и их названий

Для чего нужны неопреновые носки: особенности, преимущества и функции неопреновых носков

Юбка из шотландии как называется, кто носил и современные тенденции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector