Методы регулировки радиаторов системы отопления с помощью кранов, терморегуляторов и сервоприводов

3 Способы увеличения теплоотдачи

Если домовладельцу необходимо увеличить теплоотдачу системы обогрева, то нужно будет поменять старые неэффективные радиаторы на новые установки или же выполнить соответствующее обслуживание батареи.

Для увеличения теплоотдачи рекомендуется выполнить следующее:

  • Проверяют трубы и фильтры на предмет засорения. Такая работа выполняется летом, что позволяет провести сервис без отключения от обогрева всего стояка.
  • При автономном обогреве можно увеличить температуру теплоносителя. Однако в квартирах при централизованном отоплении сделать это будет невозможно.
  • Изменение типа подключения батарей также может положительно сказаться на их эффективности. Например, боковой способ монтажа радиаторов уменьшает мощность обогрева на 25%.
  • Имеется возможность установки дополнительных батарей или же увеличения количества секций. Такая работа выполняется исключительно после согласования с коммунальными службами.

Запорные устройства

Краны, используемые для установки в систему обогрева помещения, следует условно разделить на две группы – запорные и регулирующие. Деление это во многом условно, поскольку и запорная арматура позволяет регулировать движение теплоносителя. Естественно, в этом случае точность регулировки получается довольно низкой, однако отсечь батарею от источника воды можно.

Схема шаровой конструкции

Самой простой и часто используемой разновидностью кранов являются шаровые:

Шаровой кран предназначен для отключения радиатора. Его конструкция позволяет устанавливать устройство либо в открытое, либо в закрытое положение, так что регулировка осуществляется довольно по принципу «есть тепло – нет тепла».

Шаровые краны для радиаторов отопления обеспечивают двухпозиционную регулировку

Обратите внимание! В принципе, можно зафиксировать вентиль и в промежуточном положении, но тогда скорость его износа возрастет многократно за счет трения взвешенных в воде частиц о запорный элемент. Так что лучше этого не делать без крайней необходимости

  • Блокировка потока теплоносителя осуществляется за счет движения металлического шара с отверстием, соосным трубному просвету. При повороте рукоятки крана в действие приходит шток, который проворачивает сферу внутри корпуса, совмещая отверстие в ней с просветом трубы.
  • Как правило, детали кранов производятся из стали, бронзы или латуни. За герметизацию соединений и запорной части отвечают фторопластовые прокладки, которые при необходимости можно заменить своими руками.
  • Присоединение к радиатору осуществляется либо с помощью обычной гайки, либо с помощью «американки».

Шаровая конструкция с американкой

В отличие от шаровых кранов, конусные вентили дают возможность регулировать поток теплоносителя более плавно. Это обеспечивается особенностями их конструкции:

Устройство в разрезе

  • Запорным элементом выступает конусный шток, на поверхность которого наносится резьба.
  • Когда мы вращаем маховик, шток двигается по резьбе, смещаясь в вертикальной плоскости.
  • В крайнем нижнем положении просвет трубы полностью перекрывается. Герметичность перекрытия обеспечивается эластичными прокладками, которые надеваются на кольцевые канавки штока.
  • Поднимая запорную часть, мы приоткрываем просвет, и теплоноситель начинает поступать в радиатор.

Обратите внимание! Регулировать микроклимат в помещении можно лишь приблизительно, уменьшая или увеличивая количество горячей воды в каждой батарее

Модель в полипропиленовом корпусе

На практике чаще всего используются бронзовые или латунные конусные краны для радиаторов отопления: полипропиленом комплектуются только системы, часть труб в которых тоже сделана из пластика. Это объясняется сравнительно небольшой прочностью и износостойкостью полимеров по сравнению с сантехническими сплавами.

С другой стороны, полипропиленовые краны для радиаторов отопления стоят несколько дешевле, потому в условиях дефицита бюджета их вполне можно использовать.

Кран Маевского

При заливке теплоносителя в систему отопления внутрь вместе с водой или антифризом попадает и воздух.

Для его удаления используются специальные устройства – так называемые краны Маевского:

Устройство для выпуска воздуха

  • Конструкция такого изделия достаточно проста: его основу составляет запорный шток, установленный в корпусе с резьбой под радиаторную пробку.
  • Шток приводится в движение либо отверткой, либо специальным ключом, открывая просвет трубы в седловине.

Обратите внимание! Если есть возможность, покупайте вентили под отвертку, поскольку ключ вы будете регулярно терять, что и неудивительно – пользоваться им придется один-два раза в год. Нужно иметь в виду, что пропускная способность у такого крана невелика, так что, например, на расширительный бак его ставить не стоит: стравливать лишний воздух придется около часа

В такой ситуации больше подойдет обычный вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх

Нужно иметь в виду, что пропускная способность у такого крана невелика, так что, например, на расширительный бак его ставить не стоит: стравливать лишний воздух придется около часа. В такой ситуации больше подойдет обычный вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.

Фото установленного клапана

Кран «Маевского»: для чего нужен и как пользоваться

Это небольшое устройство — одна из разновидностей воздухоотводчиков. Воздухоотводчики бывают автоматические и механические. Кран «Маевского» относится к категории механических. То есть сам он ничего не делает, необходимо выполнить некоторые действия, чтобы он сработал. Ставят его для того чтобы можно было легко удалять воздух из батарей. Находится вверху радиатора справа или слева. Там, где есть свободное место для установки.

Внешний вид крана «Маевского»

Часть радиатора, где будет стоять воздухоотводчик, во время монтажа немного приподнимают (выше второго края примерно на 1 см). Тогда весь воздух будет скапливаться в этой части и отводиться полностью.

Сам кран «Маевского» — это небольшая шайба с резьбой, запаянная в пластиковом корпусе. Имеется в ней сквозное конусообразное отверстие ебольшого диаметра. Внутри отверстия почти на всю длину нанесена резьба. С лицевой стороны туда вставляется металлический конус с аналогичной насечкой. Для того чтобы вкручивать/выкручивать его было удобно, на вершине имеется продольная канавка. В нее вставляется специальный ключ (идет в комплекте) или обычная отвертка.

Еще на корпусе есть небольшая пластиковая шайба с отверстием сбоку. Через это отверстие и выходит воздух. Шайба свободно проворачивается и вы можете отверстие направить в ту сторону, в какую вам удобно.

Спускать воздух из батарей с его помощью легко: нужно вставить отвертку в прорезь и провернуть на один оборот

Теперь о том, как спускать воздух из радиатора. Вставляете отвертку в паз, поворачиваете на один оборот влево. Сразу появляется характерный звук: шипит воздух. Постепенно с воздухом начинает выходить и вода. Но не пугайтесь, ее будет немного. Для сбора вполне хватит небольшой емкости или тряпки. Когда вода пошла сплошной струйкой, кран можно закрывать. Вставляете снова отвертку и поворачиваете, но уже по часовой стрелке. Не бойтесь перепутать направление: резьба достаточно длинная, и один или два оборота ничего не изменят. А вот выкручивать запорный конус полностью лучше не нужно: если давление в системе приличное, вам трудно (или невозможно) будет вернуть его на место.

Вместо этого устройства можно ставить обычный кран, хоть тот же шаровой, но с точки зрения эстетики он проигрывает

Обратите внимание, что кран «Маевского» неэффективен при установке на чугунные радиаторы. Из-за особой конструкции они требуют установки именно крана: чтобы удалить воздух из верхушек секций приходится сливать приличное количество воды

А с этим небольшим устройством это невозможно.

Есть еще автоматические воздухоотводчики. Обычные модели на радиаторах ставят редко: массивные они, и направлены должны быть вверх. Эти устройства имеет смысл ставить в верхней точке индивидуальной системы отопления, в группе безопасности или перед насосом (если у него нет функции отведения воздуха). Зато есть специальные автоматические радиаторные воздухоотводчики, которые и места занимают немного, и в контроле особом не нуждаются.

Как поставить кран «Маевского» на батарею смотрите в видео.

Несколько советов по регулировке батарей и систем отопления

Для установки регуляторов на радиаторы следует использовать только специальные краны и вентили.
Чтобы батареи отдавали тепло по максимуму, старайтесь в процессе монтажа оптимально соотнести количество углов, наклонов и поворотов труб. При чрезмерном количестве изгибов производительность всей системы будет малоэффективна, но в то же время в трубах и батареях понизится давление

Тщательно изолируйте батареи и трубы в тех помещениях, где отопление не так важно. Например, в кладовке, гараже и т

д. Изоляция будет препятствовать нецелесообразному расходованию тепла на тех отрезках пути, где его подача, в общем-то, не так важна.
На момент регулировки батарей отопления помещения должны полностью использоваться по своему прямому назначению. Этот подход даст понять, какая оптимальная температура потребуется для комфортной эксплуатации комнат.
Чтобы избежать нерационального расходования тепла, учтите все дополнительные источники обогрева в комнате, а также факторы, способствующие охлаждению воздуха и появлению сквозняков: кондиционеры, открытые окна и т. д.
Начинайте регулировку температуры батарей отопления с определения самой холодной комнаты. Как правило, это самое большое и нежилое помещение в доме. Для этого закройте все краны и замерьте температуру в помещениях. После того, как самая холодная комната определена, начинайте настройку батарей с нее, полностью открыв там запорный кран. Комната будет прогреваться более эффективно, но при этом сам проток горячей воды не уменьшится.

  • Чтобы не догадываться о температуре по личным ощущениям, развесьте в помещениях термометры. Они необязательно должны находиться на видном месте и иметь вид градусника (если вы переживаете за нарушение гармонии в интерьере). Тем более, что, например, при +20С один человек может чувствовать себя вполне комфортно, а другому такая температура покажется несколько низкой.
  • Чтобы довести температуру в помещениях до максимально комфортного значения, настройте регулятор на котле. При этом в более теплых комнатах температура будет немного превышать требуемое значение.
  • Помните о том, что нагретые помещения охлаждаются достаточно медленно. Поэтому, если температура показалась вам в комнате немного завышенной, не запирайте полностью кран, а лишь слегка приспустите его. Чтобы регулировка температуры батарей отопления прошла максимально эффективно, прикручивайте краны по очереди в каждой комнате.

1 Преимущества использования

Оптимальные показатели температуры для кухни составляют 19 °C. Эти показатели обусловлены тем, что в кухонном помещении находится много разнообразной обогревательной техники, способной отдавать дополнительное тепло. Для ванной комнаты температурные значения должны находиться в пределах 24—26 °C, иначе в ней будет ощущаться сырость. Для детской оптимальный температурный диапазон варьируется в пределах 22—24 °C. В остальных помещениях допустимы колебания от 18 до 22 °C.

Специалисты рекомендуют снижать температуру всех комнат ночью. Не нужно поддерживать высокий температурный диапазон в квартире, если на протяжении определенного времени ее хозяева будут отсутствовать, а также в солнечные теплые дни. В подобных ситуациях монтаж автоматического регулятора температуры отопления положительно повлияет на микроклимат — воздух не будет перегреваться и пересушиваться. Выносной термодатчик для отопления выполняет следующие функции:

  • поддерживает определенную температуру в различных комнатах;
  • способствует экономии ресурсов отопительного котла, в два раза снижает количество затраченного расходного материала при проведении обслуживания;
  • дает возможность аварийно отключать радиатор, не перекрывая стояк.

Виды кранов для батарей

В регулировке циркуляции теплоносителя применяются различные виды кранов для батарей отопления, запорных вентилей и клапанов.

Балансировочный вентиль

Это механическое устройство предназначено для регулировки температурного режима работы системы отопления. С помощью балансировочного вентиля появляется возможность изменять диаметр проходного канала, ориентируясь на показания давления горячей воды в трубопроводах до и после врезки регулировочного прибора.

В системе отопления балансировочный вентиль устанавливают на трубу с обратным движением теплоносителя.

Вентили с термоголовками

Радиаторный термостатический кран устанавливается с целью управления температурным режимом в помещениях. Ручная или автоматическая настройка прибора позволяет поддерживать заданную температуру путем изменения проходного сечения вентиля.

Под действием термоголовки в корпусе происходит смещение штока, и тем самым блокируется поток горячей воды до установления заданной температуры. В случае отсутствия в клапане встроенной блокировочной функции теплоносителя, необходимо установить дополнительную запорную арматуру.

Шаровые регуляторы

Для регулировки теплоносителя и снятия радиаторов без спуска воды из всей системы центрального отопления, практикуется установка двух шаровых кранов: один монтируется на подачу, второй – на трубу обратного движения теплоносителя.

Шаровые регуляторы классифицируются по следующим признакам:

  • По виду материалов для изготовления корпуса (латунные, полипропиленовые и стальные изделия).
  • По конструкционному устройству: прямые и угловые.
  • По виду пропускной способности: с полным проходом потока теплоносителя и стандартные, с 70 – 80 % проходимостью горячей воды.

Если решать, какие краны лучше ставить на радиаторы отопления в квартире или частном доме, опытные сантехники советуют отдать предпочтение полнопроходным шаровым устройствам. Они не будут уменьшать проходимость отопительной линии и не снижать теплоотдачу греющих батарей.

Конусные

Радиаторные краны конусного типа предназначены для ручной регулировки объема теплоносителя, поступающего в отопительную батарею. Характерной особенностью этого устройства является плавное изменение пропускного отверстия для прохода горячей воды. Это объясняется особым конструкционным устройством регулирующего затвора формой напоминающий усеченный конус. Если посмотреть на разрез действующей модели конусного типа, можно увидеть, что при вращении маховика рукоятки в корпусе по резьбе начинает плавно перемещаться конусный золотник, изменяя сечение прохода.

Когда конус полностью доходит до нижнего положения, просвет сечения трубы полностью перекрывается. Для герметичности перекрытия на кольцевых канавках штока предусмотрены специальные эластичные прокладки.

Воздушные конструкции

При заполнении труб водой происходит частичное попадание воздуха в систему, что приводит к образованию воздушных пробок, мешающих нормальной циркуляции теплоносителя. Чтобы удалить лишний воздух из радиаторов, используют специальные сбросные клапаны, которые называют «кран Маевского».

Для спуска воздуха в конструкции полимерного корпуса предусмотрена специальная шайба со сквозной конусной резьбовой нарезкой. Конус аккуратно выкручивается отверткой или специальным ключом и через сквозное отверстие воздух стравливается.

 Угловой

В системе отопления регулировочным угловым краном можно полностью или частично остановить подачу горячей воды. Прибор устанавливают под прямым углом в местах соединения радиаторных патрубков и подающих трубопроводов.

Принцип работы угловых устройств такой же, как у шаровых кранов: затвор в корпусе передвигает и закрывает проход теплоносителю.

Угловые устанавливают на батареях централизованного и автономного отопления.

Краны промывочные

Чтобы промыть отопительные трубопроводы во время профилактического ремонта, необходимо слить воду из радиаторных батарей. Для этого в нижнюю часть радиатора устанавливают специальные промывочные краны, через которые будет уходить теплоноситель. Устройство состоит из металлического корпуса с длинным штоком и резиновой уплотняющей прокладки.

Промывочный кран открывается пассатижами или специальным ключом.

Монтаж радиаторов

Разберемся, как правильно навесить батарею своими руками. Независимо от типа выбранных радиаторов перед их монтажом следует тщательно подготовить место установки. Очень часто батареи устанавливают под окнами для обеспечения необходимой конвекции воздуха.

Делая капитальный ремонт частного дома или квартиры, часто утепляют наружные стены, а внутренние обшивают гипсокартоном. Перед утеплением монтируются металлические каркасы. В этом случае перед установкой новых батарей необходимо решить две проблемы: определиться, на каком расстоянии радиатор будет располагаться от несущего основания, и заранее установить крепёж (на гипсокартоне радиатор крепить нельзя, особенно чугунный).

Для этого стену, на которую будет крепиться батарея, необходимо предварительно обшить каркасом. Если выравнивание или штукатурка стен делается с нуля, устанавливаются специальные маяки. В случае, когда монтируется каркас, в местах установки крепежей делают вставки толщиной 25 мм. Применяемый материал — OSB или фанера. Вставки должны опираться нижней частью на пол и заходить в UD-профиль. Каждый отопительный прибор нуждается в двух или трех вставках в зависимости от количества планируемых кронштейнов (4 или 6).

После подготовки основания делается разметка расположения крепежей. На временных подставках батарея с помощью уровня устанавливается в проектное положение. Если радиатор устанавливают возле окна, это делают по центру проёма на расстоянии 100 — 150 мм от пола и порядка 100 мм от подоконника. После разметки батарею убирают и делают перфоратором отверстия для кронштейнов. Их нужно вкручивать так, чтобы от задней части радиатора до стены оставалось расстояние, равное 30-40 мм.

Тяжелые чугунные радиаторы, имеющие более десяти секций, желательно крепить как минимум не менее шестью кронштейнами. Для остальных типов батарей вполне достаточно четырех.

Зачем для обвязки радиаторов нужен комплект пробок?

Комплект пробок для обвязки радиаторов. Нажмите на фото для увеличения.

Каждый радиатор имеет четыре открытых входа (с каждой стороны по два). Делается это с той целью, чтобы проблем при подключении отопительных приборов не возникало, т. к. подключение бывает разным: односторонним, перекрестным, нижним, однотрубным. Перед установкой, в зависимости от варианта подключения, радиаторы готовят соответствующим образом. Некоторые входы закрывают при помощи глухих пробок, другие делают проходными с резьбовыми соединениями на ½ или ¾ дюйма.

Процедура, при которой устанавливаются пробки и запорно-регулирующая аппаратура, называется «паковкой» резьбовых соединений и является самым ответственным этапом монтажа системы отопления. Причина в том, что после обвязки радиаторов и запуска отопительной системы в этих местах чаще всего могут появляться течи.

Самым распространенным и эффективным видом подключения батарей в квартире считается одностороннее подключение, при котором вверху с левой или правой стороны радиатора подключают подачу, а с этого же конца батареи снизу – «обратку». Для сброса воздуха сверху, на противоположной стороне радиатора устанавливают кран Маевского, а нижний вход закрывают пробкой–заглушкой.

Каждый отопительный прибор должен быть укомплектован набором из четырех пробок, три из которых проходные, а одна – глухая. Определяем резьбу (правая или левая) на входах в крайние секции радиатора. Соответственно подбираем пробки. Резьба на проходных пробках может быть диаметром полдюйма или ¾ дюйма. Диаметр выбираем в зависимости от подводящей трубы. При подводе двадцатой трубы (внешний диаметр — 20 мм) выбирается пробка с проходом в ½ дюйма. Если подводится двадцать пятая труба, берем пробку на ¾ дюйма. Такие трубы устанавливают в вертикальной однотрубной системе, когда батарея является частью стояка.

Надо учесть, что пробки имеют герметизирующие прокладки, поэтому применять какие-либо подмотки нет необходимости. При вкручивании пробок надо приложить заметное усилие, предварительно с помощью ножа очистив основание, к которому прокладка пробки прилегает. Эту операцию лучше проделать даже с новыми отопительными приборами.

Процесс регулировки батарей

Зачастую в начале строительства настройку системы отопления производят за счет одной лишь разводки труб различной толщины от котла по радиаторам. Однако, такого подхода для эффективного управления системой отопления недостаточно.

Даже если котел запрограммирован на определенную температуру, батареи могут быть холоднее, чем требуется. Это происходит от того, что в трубах находится большое количество воздуха. Если его спустить, вода сможет свободнее течь по трубам. Следственно, помещение начнет прогреваться более быстро и с повышенной эффективностью. Поэтому при регулировке батарей в первую очередь следует спустить воздух из радиаторов. (См. также: Обвязка радиаторов отопления )

Непосредственно для этих целей абсолютно на каждой батарее с одной из сторон расположен специальный кран, при повороте которого вы сможете выпустить ненужный воздух. Однако, будьте при этом осторожны и открывайте его медленно, чтобы избежать резкого выброса горячего пара, так как он находится там под высоким напором.

Чтобы правильно регулировать батареи отопления, только лишь открывать и закрывать специальный регулировочный кран на батарее, конечно же, недостаточно. В зависимости от того, сколько батарей присоединено к котлу, открывайте их на определенное количество оборотов. Например, у вас есть три радиатора, подсоединенных к котлу. Чтобы давление равномерно распределялось по всей системе отопления, первую батарею откройте на пару оборотов, вторую – на три, третью – на четыре. Такая регулировка батарей отопления в квартире позволит нагреть помещения за более короткий срок.

В том случае, если у вас в системе присутствует функция принудительной прокачки воды, появляется возможность на каждом радиаторе установить так называемые трехходовые краны. При наличии в котле достаточной мощности отрегулировать температуру батареи отопления не составит труда. Вообще, чтобы упростить процесс настройки необходимой температуры, каждый радиатор должен иметь специальные вентили. (См. также: Схема подключения батарей отопления )

Их наличие позволит контролировать поступление тепла и рациональное расходование мощностей отопительного оборудования. К примеру, если в комнате стало слишком жарко, либо она не используется и стоит закрытой, то поступление горячей воды в радиатор можно при помощи такого крана понизить либо полностью перекрыть.

Если батареи слишком горячие

В этом случае возникает вопрос о том, как отрегулировать батареи отопления в квартире. Изменить температуру в сети пользователь не может, остается только уменьшать скорость потока жидкости в отопительных приборах. Для этого используют специальные ручные или автоматические устройства.

Вентиль с ручным управлением – самый простой и давно известный способ. Уменьшая с помощью штока доступное сечение трубы, мы уменьшаем поступление нагретой жидкости в радиатор и тем самым уменьшаем ее теплоотдачу. При этом следует проверять, не окажется ли такая «регулировка тепла» невыгодным предприятием: при параллельном подключении всех батарей уменьшение потока в первой автоматически вызывает охлаждение остальных. Таким образом, если первый в цепочке радиатор расположен в спальне и он слишком горячий, можно уменьшить его нагрев. Но тогда последний радиатор – например, в кухне – окажется почти холодным и отопление в помещении будет недостаточным.

Важно: если жарко в квартире, но система отопления однотрубная – регулировку можно устраивать только при наличии байпасов (перемычек). В противном случае, «прикрутив» батареи у себя, можно получить неприятности с соседями, живущими «дальше по стояку» или с сотрудниками коммунальных служб

При двухтрубной схеме таких проблем не возникает.

Для регулировки батарей отопления устанавливают либо вентиль и шаровой кран на подводящей и отводящей трубах соответственно, либо термостат на батарее отопления.

Важно: на подающей трубе должен устанавливаться именно вентиль, а не шаровой кран! Кран является чисто запорной арматурой с двумя рабочими положениями – «открыто» и «закрыто». Промежуточные положения шара приводят к его постепенному разрушению твердыми частицами теплоносителя, поэтому «время жизни» такого крана гораздо меньше, чем у вентиля

Вентиль же считается запорно регулирующей арматурой для отопления и имеет более широкий диапазон рабочих положений между крайними.

Для ручной регулировки системы отопления в квартире используют специальные регулировочные вентили с прямым или угловым подключением.

Выбор желаемого положения штока в этом случае зависит от температуры на улице, нагрева подаваемой в отопительную систему воды и пожеланий пользователей. Как регулировать батареи отопления с регулятором? Внимательно отслеживать температуру в квартире (доме) и «подкручивать» вентиль до желаемого результата. Интересно, что ручных вентилях встроен термоклапан и можно сравнительно легко превратить устройство для ручной регулировки в автоматическое, купив и закрепив на нем термоголовку.

Автоматические регуляторы

Автоматические устройства состоят из термоклапана и термоголовки.

Клапан позволяет менять сечение в подводящей трубе, термоголовка на основании выносных или встроенных датчиков температуры, а также дополнительных контроллеров, дает команду на изменение положения штока в клапане.

В наиболее простом (и дешевом) варианте устройства содержится капсула с газом или жидкостью, которая под действием изменения температуры расширяется и сжимается. Расположенный рядом с этой капсулой поршень штока смещается в сторону уменьшения или увеличения проходного сечения трубы. Более сложные приборы имеют питание от батарейки или аккумулятора, передают усилие на шток с помощью электротока. Некоторые варианты подключаются к домовой электросети, например, термостаты, встроенные в общую систему «умный дом».

Вопрос, как регулировать температуру батареи отопления с помощью термостата – в полностью автоматизированном режиме или с контролем владельца жилья – решается в зависимости от общей схемы системы «умный дом» и особенностей ее работы.

Важный нюанс: для нормальной работы устройства с вынесенным датчиком температуры необходимо обеспечить постоянную и свободную циркуляцию воздуха возле термометра. Если датчик находится непосредственно в термоголовке, ее лучше монтировать горизонтально (перпендикулярно основной плоскости радиатора), поскольку именно в этом положении нагревательные элементы меньше всего влияют на термометр.

На качество работы вынесенных датчиков температуры также влияют:

  • плотные шторы, закрывающие его;
  • слишком малое расстояние между подоконником и датчиком;
  • установка отопительного прибора в нише.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector