Хохломская роспись: виды росписи, цвета и мотивы

Возникновение хохломы

Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи,

Крупное торговое село Нижегородской области Заволжья — Хохлома, — словно магнит, притягивала к себе искусных мастеров.

Эта, говоря современным языком, региональная ярмарка для группы деревень по берегам реки Узолы работала не только для внутреннего рынка России. Зажиточные купцы скупали на ней крупные партии ходового товара и везли их на экспорт. Таким образом, рынок Хохломы был «под прицелом» как внутреннего, так и внешнего рынков, а значит, на нем преобладала конкуренция качества над конкуренцией цены. Был создан реальный стимул: умение мастеровитого человека приносило ему ощутимый достаток.

Согласно исследованиям специалистов, в период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву.

В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются:

— фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды;

— объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов.

Виды хохломской росписи

Основные виды (или типы) хохломского письма – фоновой и верховой. Каждый вид придерживается своей технологии, и овладеть ею не так-то просто.

Полную информацию о популярных орнаментах хохломы читайте в статье: «Народный промысел хохлома: история, виды росписи, основные цвета и мотивы».

Верховой

Традиционно верховой вид росписи выполнялся на уже пролуженной поверхности, художник использовал мягкие мазки при нанесении красок, двигал кисть пластично. Так получалась ажурная хохлома.

Орнамент верховой росписи:

  • Травный рисунок. Нестареющая классика, которая ассоциируется с луговыми и полевыми травами. В основе рисунка витиеватые травинки, которые художник выписывает ажурно и мелодично. В этих травах то и дело проглядывают колоски, горошек, мелкие ягодки. С таким орнаментом мы сталкиваемся еще в детстве, и даже если взяты другие цвета, узнаваемый травный мотив это не что иное, как традиция хохломы.
  • «Под листок», «под ягодку». А для этого исполнения мазки должны быть более широкие, именно они делают листочки плавными по форме. Ягодки мастер делает тычком кисти. Это стилизованный орнамент, в котором художник закодировал народные мотивы. Смородиновые гроздья, крыжовник и земляника, колокольчики и ромашки – вот главные персонажи хохломского орнамента. Именно этот орнамент допускает появление коричневого, зеленого, белого, желтого.
  • «Пряник». Орнамент изящно вплетается в геометрическую фигуру. Круг это или ромб, а может быть, квадрат – у художника есть варианты. Посреди фигуры появляется стилизованный рисунок, означающий солнце. И общее изображение и правда напоминает солнце с лучами, причем, солнце, которое постоянно пребывает в движении.

Каждый орнамент и каждый узор интересен, самобытен. Как узоры рождались и оттачивались, можно узнать из книги потомственно мастера росписи, хохломичанина А. Красильникова «Золотая Хохлома».

Фоновый

До нанесения рисунка на поверхность изделия наносится фон. Он красный либо черный, но рисунок на нем будет золотым.

Фоновая роспись:


Техника «Под фон»


«Кудрина»

Очевидно, что неслучайно именно хохлома цитируется сегодня чаще остальных видов народной росписи. Это не просто красивое художественное направление, но и технически совершенное, сложное, требующей подготовки.

История

Известно это художественное направление с 19 столетия. Возникла роспись в поселениях на берегу реки Волхов, что и заложено в ее названии. В целом же относят этот промысел к числу ладожских ремесел.

В самом начале своей истории волховская роспись не отличалась той красочностью, по которой она впоследствии стала узнаваемой. Прославили ее прялки, которые изначально украшала резьба. Это был трудозатратный процесс, который по мере совершенствования открывал мастерам все большие колористические возможности.

Собственно, прялки и являются первым и наиболее изученным видом расписных волховских произведений. Они делились на две разновидности: «золоченки» и «крашенки».

Волховские прялки:

  • «Золоченки» отличало стилистическое декоративное единство. На лицевой стороне предмета изображался крупный цветок, с трех сторон обрамленный полоской с именем обладательницы прялки. Мазок используется плоский, но за счет цветовой композиции цветок сочный, выпуклый. «Золоченки» — нарядные, праздничные. На них видна символика стихий, а также растительные и анималистические мотивы.
  • «Крашенки» — на них золотого обрамления и надписей не было. Но отличали многие «крашенки» точеные ножки, причудливо изогнутые сережки, и очень живописный декор. Можно сказать почти с уверенностью, что эти прялки предваряли появление «золоченок». И традиционные композиционные приемы сохраняются в обоих видах расписных изделий.

Позднее мастера взялись за роспись разделочных досок и других деревянных изделий. Если говорить о стилистическом влиянии, нельзя не заметить, что в волховской росписи много взято из карельской росписи. Влияние петриковского промысла, как ни удивительно, в волховских образах тоже просматривается.

Как найти подходящие камни?

Выбором подходящего материала лучше заняться летом. И те, кто уже пробовал свои силы в рисовании на камне, хорошо знают, почему. Летом многие из нас отправляются к морю, но выбирают не прекрасные и манящие песчаные пляжи, а те места, где есть галька. Это настоящий «Клондайк» для художников. Именно здесь прямо под ногами буквально валяется именно тот материал, который нам и нужен.

Преимущество морской гальки заключается в том, что она настолько гладкая, что при работе с ней можно обойтись и без предварительной грунтовки клеем ПВА

Подходящие для нашей затеи камни имеют округлую или овальную форму. Чаще всего они светлые, имеют гладкую поверхность и плоское основание. Если вам встретился интересный экземпляр, форма которого не так проста, не стоит от него отказываться. Достаточно придумать образ, который будет соответствовать этой форме, и хорошо ляжет на неё.

Плоское основание камня позволяет ему занять максимально устойчивое положение на любой поверхности. Для газона это качество не так актуально, но, если надо будет украсить гладкие поверхности, то тут будет востребована именно плоская форма валуна. Вооружившись творческим подходом, вы сможете использовать и другие камни, например, пористые. Выкрашенные в желтый цвет, они будут напоминать куски сыра.

Тагильская роспись

Лаковую роспись металлических подносов в России представляет и тагильская роспись. Ее называют предшественником жостовского направления. Создали этот промысел все те же старообрядцы, и было это два с половиной столетия назад. В 18 веке тагильская роспись находилась в своем расцвете, чему способствовала, в частности, династия художников Худояровых. Местная традиция в это время выходит за пределы региона.

Владелец тагильских заводов Демидов открыл даже школу живописи, куда брали мальчиков старше 12 лет на полный пансион. Такое серьезное обучение под руководством профессионалов сказалось на уровне изысканности росписи. Как раз в то время пришла мода на подносы-картины, которые часто были копиями гравюр. И тогда цветовое решение полностью принимал художник.

В советское время промыслу грозила гибель, и тогда конкретные художники взялись сохранить традицию. Стала такой и Агрипина Афанасьева, она воспитала целый коллектив мастеров, оставив им свои уникальные знания и умения по двухцветной росписи подносов.

Разнообразие стилей настенной росписи

Классика

Это направление всегда востребовано. Классика в интерьере – дань традициям. Она привлекательна безупречной гармонией формы, сочетаний цвета и оттенков, линиями, возможностью использования самых разнообразных современных материалов.

Популярны изображения в виде спокойных умиротворяющих пейзажей, поражающих воображения своей реалистичностью. Это выбор для зрелых, успешных и самодостаточных людей, которым претит банальность. Наряду с чрезвычайно востребованным в наши дни хай-теком, минимализмом, аниме или лофтов классика остается на вершине популярности.

Роскошь барокко и лаконичность ампира

И тот и другой стиль – это особая изысканность, проявляемая по-разному. Стили относят к классицизму, однако они выражают себя прямо противоположными приемами. Барокко – не скрываемая роскошь и активное использование богатого декора. Стиль ампир подходит тем, кто ценит сдержанный лаконизм. С помощью простых решений удается достичь очень многого.  

И ампир, и барокко широко используются для настенной росписи различных помещений.  Это – универсальный выбор, подходящий для оформления и жилых, и нежилых пространств.

Модерн

Стиль привлекает креативных, энергичных, постоянно стремящихся к новому людей. Ар-нуво характеризуется особой пышностью форм, активным использованием «живых» цветочных орнаментов и волнообразных линий. Этот стиль чрезвычайно сложен для исполнения. Требует применения спокойных естественных (природных) оттенков.  Яркие цвета здесь используются реже.

Аниме и японский стиль

В последние годы данное направление становится все более популярным. И если раньше чаще всего изображались спокойные традиционные восточные пейзажи, растительные мотивы, например, цветущая сакура, милые сердцу дворики, а также характерный для Востока ландшафт, то сейчас востребованы не только подобные изображения.

Аниме завоевывает симпатии и детей, и взрослых. Рисунки изобилуют узнаваемыми деталями, характерной жизнеутверждающей атрибутикой. Даже совершенно несведущий человек мгновенно узнает и идентифицирует их. Изображения уместны в жилой комнате подростка, детском творческом центре, спортивном комплексе, кинотеатре и т.д.

Какие настенные изображения в моде сейчас?

Когда-то авторская роспись была доступна только самым избранным. И сейчас ее выбирают те, кто любит, ценит и понимает настоящее искусство. Вы можете украсить стены причудливыми узорами, спокойным пейзажем, копией известной картины, экспрессивным современным рисунком, абстракцией, благородной классикой, стилизацией, коллажем и комиксами. Все это сейчас модно и востребовано.

Городецкая

Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).

5 главных тезисов – городецкая роспись:

  1. Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
  2. Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
  3. Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
  4. Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
  5. Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.

Для работы потребуется:

  • разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
  • указанные краски необходимых цветов;
  • кисточки;
  • трафареты для росписи.

Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева. После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.

Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно — роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.

На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.

Как перенести рисунок на заготовку

Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.

Трафаретная методика

Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.

Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.

Перенос рисунка при помощи кальки

Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить

Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие

Термический способ перевода узора

Точечная методика

Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.

Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.

  1. На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
  2. На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
  3. Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.

Рисунок по эскизам

Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.

  1. Распечатать рисунок.
  2. Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
  3. Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.

Перенос эскиза под копирку

Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.

Гжель. Поиск глины для фарфора

Гжель как искусство художественной росписи родилась на территории современного Раменского района Московской области. Встарь эти места назывались Гжельской волостью, и на этой местности раскинулись села Бохтеево, Володино, Гжель, Кузяево, Новохаритоново, Турыгино.

Вплоть до XVII века местные крестьяне производили из глины сравнительно примитивную поливную посуду. Ситуация изменилась благодаря промышленной разработке местных глин, пригодных для производства фарфора. Точкой отсчета стало распоряжение царя Алексея Михайловича обнаружить «глины, пригодные» для производства аптекарских сосудов — в 1663 году.

Опыт удался, с 1710 г. аптекарский приказ начал пользоваться здешним сырьем. Аптекари нахваливали качество глин, и настал момент, когда ими заинтересовались промышленники. Их интересовало сырье, пригодное для производства фарфора. По указу царя в 1844 г. создали комиссию, в которую вошли собственник фарфорового завода в Москве Афанасий Гребенщиков и инженер Порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов, получивший горноинженерное образование в Марбургском университете. Пять лет искали нужную глину. В 1849 году после восьми месяцев изысканий были добыты глины, из которых произвели первоклассный фарфор. Об их качестве высоко отозвался сам М. В. Ломоносов, соученик Виноградова.

Расписанная мебель в современном интерьере

Ручная роспись деревянной мебели прекрасно гармонирует с современным убранством дома. Она дарит обстановке жилища насыщенность, очарование и необыкновенную креативность. Рассмотрим это на конкретном примере.

Зачастую молодые мамочки желают порадовать свое чадо чем-то особенным. Это касается и дизайна детской комнаты. Если вас увлечет роспись мебели и предметов интерьера в качестве дополнительного дохода, то можете заняться разукрашиванием детских стульчиков или шкафов для игрушек. Выберите в качестве образца сюжеты из любимых детьми сказок или мультфильмов. Малыши и их мамы будут в восторге!

Жостовский поднос

Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.

История

Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.


Жостовская фабрика декоративной росписи

Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки

С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную

Каждый поднос является произведением конкретного автора.

Мотивы и узоры

Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.

Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.

Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.

А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!

Познавательное видео о жостовских узорах.

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.

Роспись имеет многослойную структуру:

  • замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
  • тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
  • чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
  • привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.

Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.

Современное развитие

Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.

В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.

Виды узоров

Чтобы понять основные отличительные черты того или иного орнамента, выполненного в технике геометрической резьбы, необходимо ознакомиться с несколькими видами узоров, а также со схемами и основами их исполнения.

Сколышки

Основными элементами, которым нужно обучиться, являются сколышки, представляющие собой наколку и подрезку древесных частей.

Затем можно приступать к подрезке, следуя инструкции.

  1. Режущую часть лезвия нужно приложить к левой стороне треугольника, а скошенная часть должна находиться в области его вершины.
  2. Рукоять ножа отводим назад, не нарушая параллели между правой стороной треугольника и краем лезвия.
  3. Надавливаем на нож и возвращаем ручку в исходное положение. При совершении данных действий должна отколоться деталь нужной формы и размера.

Ромбик

Вырезать ромбик на поверхности древесины довольно легко, особенно если вы уже освоили технику работы со сколышками. Все дело в том, что данная фигура состоит из двух треугольников, имеющих одно основание, поэтому ее можно вырезать, действуя по принципу, описанному в предыдущем варианте.

Для того чтобы получился ровный орнамент, необходимо сначала проработать верхний ряд треугольников, после чего перейти к нижнему, образуя нужную нам фигуру.

Витейка

Также очень интересный элемент, в основе которого лежит принцип действия, применяемый при работе со сколышками. Отличительной чертой является лишь то, что треугольники не имеют общего основания, а, наоборот, смещаются в разные друг от друга стороны.

Пирамида

Пирамида является первым сложным рисунком из тех, что вам предстоит изучить, постигая искусство геометрической резьбы по дереву.

Работа происходит посредством нанесения нескольких треугольников – при соблюдении определенного порядка и расстояния между ними. На равном расстоянии друг от друга наносятся три треугольника, два из которых находятся в верхней части и имеют общее ребро. Посередине между фигурами необходимо будет обозначить точку соприкосновение углов. Режущая часть ножа должна занимать центральную позицию, а движения необходимо совершать в том направлении, в котором лежат естественные слои древесины.

Звездочка

Следующая к изучению фигура является немного более сложной, поскольку в ее основе лежит большее количество треугольников, нежели во всех ранее изученных вариантах. Но несмотря на этот, казалось бы, немаловажный нюанс, принцип работы с данной фигурой не меняется, и в основе все так же лежит создание сколышков.

Для создания звездочки необходимо нанести четыре и более треугольника по принципу, используемому в работе с пирамидкой.

Квадраты

Создание квадратов кардинально отличается от работы со всеми предыдущими узорами, поскольку используется абсолютно другая техника – соломка.

Чтобы создать квадрат, необходимо действовать следующим образом:

  • после нанесения разметки необходимо отступить от ее края на пару миллиметров и под углом примерно в 45 градусов углубить кончик ножа на 3 миллиметра, затем провести разрез вдоль линии;
  • далее по принципу зеркального отражения необходимо произвести все те же самые действия с другой стороны полосы разметки;
  • после этого необходимо расположить нож вертикально по отношению к заготовке и сделать два прокола (в начале и в конце линии).

При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий вы получите тонкий срез в виде соломки, а обработав все края разметки в такой технике, вы сможете создать интересный узор нужной вам формы.

Наиболее часто данная техника используется для обрамления изделий, соответственно, квадратной и прямоугольной форм.

Розетка

Пожалуй, следующий геометрический узор является наиболее сложным в исполнении, и вместе с тем его справедливо можно назвать самым красивым из всех уже знакомых вам орнаментов.

На следующем этапе необходимо на каждом отрезке, расположенном в границах малого круга, отметить середину и соединить ее с точками соприкосновения отрезков с границами большого круга, расположенными по обе стороны от намеченного нами центра.

Получив разметку, мы можем приступать к резьбе, используя первую изученную технику работы с треугольниками.

При помощи данного узора можно украсить крышку шкатулки, дно декоративной тарелки, поверхность круглого стола и другие изделия подходящей формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector